Постоянные читатели

воскресенье, 4 марта 2018 г.

Основано на реальных событиях



«Джунгли» — австралийский биографический триллер режиссёра Грега Маклина. В основу фильма легли мемуары Йосси Гинсберга — уроженца Израиля, потерявшегося в боливийских джунглях в 1981 году.

В начале 1980-х годов после трёх лет службы в израильской армии искатель приключений Йосси Гинсберг отправляется в Боливию исследовать джунгли Амазонки. Там он встречает швейцарского школьного учителя Маркуса Штамма и его друга американского фотографа Кевина Гейла. В Ла-Пасе проводник австриец Карл Рухпректер обещает отвести путешественников к затерянному в джунглях индейскому племени. Попадая в тропический лес для каждого героя начинается проверка, в результате которой каждому приходится остаться один на один с непобедимой и равнодушной стихией.

История выживания Йосси и Кевина также демонстрируется в одной из серии сериала «Я не должен был выжить» (2005), сезон 1-ый, 4-я серия. Там Йосси и Кевин лично рассказывают, как им удалось выжить в этом смертельно опасном походе. Поэтому я буду попутно сравнивать фильм с более документальной версией этой истории.

Фильм «Джунгли» можно разделить условно на две не равносильные и не равнозначные части. Первая часть – это своеобразное вступление, где мы довольно поверхностно знакомимся с героями, наблюдаем красоты путешествия, видим, как главный герой ловит кайф с какой-то девчонкой. В общем просто очень красивое и мелодичное вступление, но очень затянутое. К этой части можно так же отнести и начало путешествия героев по джунглям. Тут намечается возникновение множество интересных философских вопросов о силе природы, об естественном отборе, о поведении человека в экстремальных условиях. Не очень понятно, зачем режиссер раскрывает персонажей в этом кусочке с довольно негативной стороны, как бы намечая конфликт, который никак не разовьется. Ощущение складывалось, что режиссеру просто нужно занять время. Однако затем будто бы начинается совершенно иной фильм.

В сериале нет долгого вступления, все действия разворачиваются четко и быстро, однако не остается забытым обозначения всех отношений между героями.



Вторая сюжетная рамка, это непосредственное выживание героя. Несмотря на то, что финал достаточно предопределен, каким-то образом режиссеру удается создать некое напряжение, тянущееся до финала.

Если сериал со всеми подробностями описывает можно сказать физиологический процесс выживания, то в фильме скорее идет сосредоточение на психо-эмоциональных нюансах. Раскрывается природа страха, показываются галлюцинации, а вот как таковой выживалки почти нет. Присутствует множество вставных эпизодов, которые не проливают свет на происходящее, и их вставка кажется попыткой создателей приукрасить утомительные трехнедельные скитания Йосси. Но именно физические страдания и являются самыми яркими моментами фильма. Некоторые из них восхитительны в своей мерзости: например, когда герой вырезает живого червя из раны на лбу. Но их очень мало, а напряжение нарастает как раз только в таких моментах.  


Суммируя все мысли по поводу сюжета, то можно сказать, что он очень неровный, с существенными логическими выпусками, порой довольно затянутый. В сериале сюжет сосредоточен на конкретной ситуации, он никуда не разъезжается, не выпускает ни малейшего логического куска. 

Но что же заставляет смотреть этот фильм и даже отвлекаться от провисающего сюжета? Ведь актерская игра так же не заворожила меня. При чем персонажи, не являющиеся по сути главными героями, даже заинтересовали меня больше, чем персонаж Йосси. Например, Томас Кречман («Кинг-Конг», «Дракула»), играющий загадочного проводника, намного больше заворожил своим обаянием и мужской харизмой, так что хотелось скорее его историю смотреть. Но в центре у нас оказывается мальчик, который уже выживал однажды, Дэниэл Рэдклифф. Лично для меня он уже конечно не актер одной роли. После принесших славу «Гарри Поттеров» актер подался в небольшие инди-проекты, где за несколько лет смог заметно отточить уровень своего мастерства. И очевидно, что для этого фильма он приложил немало усилий. Во время своего путешествия Йосси потерял около 15 кг веса. Рэдклифф хотел правдоподобно показать страдания героя. Поэтому он добровольно сел на строгую диету на все время производства картины и занимался с тренером. Непосредственно перед съемками он полностью голодал два дня. «Я не сторонник того что необходимо полностью вжиться в образ, но так мне было бы проще заставить зрителя поверить в историю», — успокаивал своих близких, опасавшихся за его состояние Дэниел.

Но я почти не испытывала сочувствия к герою, и это ужасно. Игра Рэдклиффа была будто смазана, что-то всегда перетягивало внимание с персонажа. И сейчас, при написании этой статьи, я поняла с чем не справился актер. Он не смог потягаться с образом природы, который режиссер раскрыл в полной мере. Тут стоить отметить, что у режиссера в арсенале работ уже есть вещи, которые делают большой упор на природу, ее силу, мощь и красоту. И в этом фильме он не ушел от этого, а продолжил развивать линию.
Кстати в сериале, казалось бы, где не играют именитые актеры, уровень раскрытия персонажа не уступает фильму. Но большим плюсом является то, что мы видим реальных участников истории, которые все комментируют, со своей стороны. Этим сериал представляется более ценным продуктом.

Но вернемся к природе. Сериал не имел такого бюджета как фильм, так что как раз здесь он и прокололся. Тем более 2005 год, нет таких средств, поэтому картинка в сериале намного уступает фильму. Поэтому и фильм, наверное, имеет значимость именно благодаря удивительному изображению джунглей.

На протяжении двух часов «Джунгли» не перестают удивлять игрой с контрастом — практически каждый кадр насыщен сочными красками, отчего визуально лента впечатляет с первых же секунд. Тропические леса очаровывают своими красками. К этому добавляется и прекрасный музыкальный ряд. Но природа здесь не агрессивна, просто Йосси Гинзбург — это нарыв в здоровом и сбалансированном мире диких джунглей. Непролазные чащи обступают чужака глухой стеной, наносят самое страшное увечье — отчаяние, подавляя тягу к жизни. И все, что он может им противопоставить, — свой внутренний стержень. Только вот откуда он его взял, подоплека его внутренних сил опять же не раскрыта. Не понятно почему его друг Карл, который знал его не так уж долго с уверенностью говорил, что Йосси не из тех, кто сдается.

Много вопросов рождается в голове, которые скорее всего в таком фильме не стоит задавать. Ответы на них можно прочесть в книге, узнать в документальном кино, а здесь предполагается лишь чисто наслаждение противоборством стихии и маленького человека. Даже поразмышлять о философском вопросе, касающемся той же темы, здесь не представляется возможности, потому что очень мало внутренних переживаний героя, которые открыто бы предоставили пищу для ума.

В итоге – очень красивый, но очень пустой фильм. Скоротать один вечер – подойдет. Убедиться, что Рэдклифф больше не Поттер – сойдет. Полюбоваться природой, качественно отшлифованной компьютером – сойдет. Большего этот фильм не предоставит. А вот сериал «Я не должен был выжить», тем кто в принципе интересует тематикой выживания и катастроф я советую к просмотру. Изредка можно включить серию-другую и восхититься человеческой силой воли. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий