Постоянные читатели

понедельник, 26 ноября 2018 г.

«Коллекционер»


Спустя некоторое время возвращаюсь в Джону Фаулзу и его романа «Коллекционер». Прежде, чем я обращусь к экранизации книги, мне хочется поговорить немного о самом авторе, его философии, что была заложена в его произведения.

Джон Роберт Фаулз родился в семье преуспевающего торговца сигарами. Джон окончил престижную школу в Бедфорде, где был старостой класса и проявил себя хорошим спортсменом, играя в крикет. Но в своем интервью каналу Би Би Си он признался, что страдал в интернате, и жил двойной жизнью. На самом деле он был очень одиноким ребенком, что, по его мнению, заложило основу его творческой натуры, хоть и начала он писать прозу намного позже. Фаулз служил в Королевской морской пехоте. После двух лет службы там он отказался от военной карьеры и поступил в Оксфордский университет, специализируясь на французском и немецком языках. В итоге он занялся преподаванием, и на долгий период пребывал во Франции именно в этом качестве.

В 1963 году Фаулз опубликовал роман «Коллекционер». История пустого и никчёмного молодого человека, похитившего девушку, рассказанная от лица обоих героев, стала бестселлером. Но к нему вернемся чуть позже. В 1965 году был издан «Волхв» — дебютный роман Фаулза, написанный ещё до «Коллекционера», который писатель долго не публиковал. Эта история, в которой смешаны мистика, мотивы шекспировской «Бури» и гомеровской «Одиссеи», закрепила успех автора. В 1968 году Фаулз поселился в небольшом городке Лайм-Риджис на юге Англии. Большую часть жизни он провёл в своём доме на берегу моря и снискал славу замкнутого человека. Там Фаулз написал роман «Женщина французского лейтенанта» (1969) — своё самое коммерчески успешное произведение. Ещё студентом в Оксфорде Фаулз испытал сильнейшее влияние французских экзистенциалистов — Сартра и Камю. Их идеи о несовершенстве мира, о свободе личности, которая одновременно является выдающимся благом и тяжким бременем, и о необходимости самостоятельно принимать решения, нести ответственность за них и искать своё предназначение, глубоко повлияли на Фаулза и проходят сквозь его романы 1960-х. Но в последствии он отошел от их философии. В конце жизни писал статьи, в которых негативно отзывался о современном обществе и ратовал за движение «зеленых» и возвращение к «корням».
Фаулз разрабатывал и свои философские концепты, которые ярко преломились уже в первом его романе. Одной из главных проблем своего времени Фаулз видел неравенство в обществе, из которого проистекает понятие «немо» — осознание человеком собственной незначимости, которое и толкает человека на преступления, являющиеся попыткой самоутвердиться. Другая выдвинутая Фаулзом идея — объективно существующее противостояние Немногих и Многих, интеллектуального меньшинства и всех остальных. По мнению Фаулза, это неизбежное зло, являющееся следствием того, что люди неодинаковы, и порождающее неравенство в обществе. Решение Фаулз видит в осознании Немногими своей ответственности, что можно рассматривать как утопию в силу общих закономерностей человеческого бытия. «Коллекционер» был создан Фаулзом как иллюстрация конфликта между Немногими и Многими, которых олицетворяют два героя романа, и бунта «немо».




В 1965 году роман был экранизирован Уильямом Уайлером («Римские каникулы», «Смешная девчонка»). Сразу начну с оценки, а именно с того, что фильм мне очень понравился, и как экранизация тоже, но есть у меня большая оговорка. По моему мнению смотреть его можно с наслаждением только после знакомства с романом. Без этого знакомства фильм теряет свою значимость и может в принципе показаться немного скучным. У режиссера явно в принципе не было цели отразить какие-либо философские размышления автора, политические его убеждения. Он оставил всю глубину книгу. А сам взял сюжет, который у него в руках заиграл интересными красками. На самом деле даже сюжета достаточно, чтобы увидеть здесь интересную историю. Но режиссер слишком скрупулёзно скопировал его, конечно. Поэтому не читавший зритель может заскучать. А вот для любителей классического типа экранизаций это просто сокровища. Сюжет тут почти выверен до буквы.




Главные и фактически единственные роли в картине исполнили Теренс Стэмп и Саманта Эггар, удостоенные за свои актёрские работы призов Каннского кинофестиваля. Это игра один на один будоражит. Стэмп хоть и внешне все-таки выглядит красивее книжного героя, но полностью погрузился в личность маньяка-социопата. И в тоже время смог передать чуткую непосредственность героя, то странное, что располагает к нему. А вот Эггар хоть и выглядела весь фильм писанной красавицей, на которую хочется смотреть бесконечно, но характера героини совсем не передала. Возможно, дело в дырах сценария, но актрисе стоило прочесть часть книги от лица её героини и понять её суть. У актрисы получилась довольно плоская, второстепенная модель героини. Все спасала химия между актерами, потрясающее притяжение между ними, учитывая, что любви здесь не как таковой.

 Фильм сделан в фирменной манере режиссера. Если вы смотрели когда-нибудь фильмы с Одри Хепберн, а именно её он довольно часто снимал, то понимайте, что все выдержано в таких мягких тонах, все красиво сделано, даже чересчур. Героиня, находясь в заточении всегда прекрасно выглядит, в наше время уже был бы сделан упор на физиологичность, но тогда все оборачивали во флер романтики. Здесь неплохая музыка, и очень много эмоций. Это тоже не привычно нашему кинематографу, немного театра здесь присутствует. Но я вам скажу, что для тех лет фильм снят прекрасно и качественно. Абсолютно не режет глаз картинка.


Что ж советую вам к прочтению эту довольно любопытную книгу как минимум с точки зрения психологии маньяка и жертвы. А если читали, то не поленитесь посмотреть фильм, он очень хорош, и является прекрасным дополнением к роману (но лишь дополнением, не больше).




Комментариев нет:

Отправить комментарий