Постоянные читатели

четверг, 4 октября 2018 г.

Верить, надеяться, выжить!


Иногда хочется найти свой источник силы, источник вдохновения. Давно хотела задеть тему о людях, переживших плен в лагерях, и выбрала три фильма схожих тем, что оба героя переживают страшные испытания в лагерях Японии во время Второй Мировой войны, а как известно, самые страшные пытки проводились именно там над заключенными. На самом деле эта подборка пережила немало изменений. От двух фильмов она должна была расшириться до четырех, но в итоге неожиданно было выбрано число три.

Первый фильм выделяется из ряда многих тем, что доступен для просмотра семейного, вместе с детьми. Редко мы найдем такие фильмы и книги, которые не травмируя психику ребенка расскажут ему об ужасах войны. Кинолента «Империя солнца» справилась с этой нелегкой задачей.


Фильм снял видный режиссер Стивен Спилберг в 1983 году. Я не скажу, что это его лучшая работа, наверняка он мог сделать лучше, но очевидно, что его целью было сделать фильм доступным и интересным как можно большему количеству зрителей. План у него был более грандиозным и масштабным, фильм он хотел сделать глубже, но в результате монтажа многое было урезано. В последствии был снят фильм о фильме, рассказывающий об изначальных задумках и мотивации.


В фильме рассказана история британского мальчика Джэйми Грэма, до Второй мировой войны проживавшего с семьёй в респектабельном районе Шанхая, а с её началом оказавшийся в японском лагере для интернированных лиц. А в основу лег полуавтобиографический роман Джеймса Балларда.


Мнения критиков оказались очень разношерстными, конечно, на Спилберга посыпалось немало претензий, но были и высокие оценки. Но мне не хочется хвататься в данном случае за чужое мнение. Я фильм оценила в целом средне. По итогу у меня были положительные эмоций, но на протяжении всего просмотра было много претензий.



Сюжет у фильма довольно насыщенный. Прежде чем главный герой попадает в лагерь он переживает очень многое, но и после войны ему предстоит пройти не мало трудностей. Но все это преподано в довольно сдержанном цвете. Нет никаких страшных ужасов, главный герой течет по течению легко. Долго кажется, что такого героя вообще не сломить. Жизнь в лагере вовсе похожа на рай по сравнению с обычным представлением о таких заведениях. Не очень понятно то ли это видится в свете мировоззрения героя-ребенка, то ли режиссер намерено не сгущал краски. Только к финалу фильм становится действительно тяжелым. Акцентом становится последние кадры. Они завершают развитие драматической линии у киноленты.

На роль ребенка выбрали тогда еще 12-летнего Кристиана Бейла! Еще в том возрасте он показал свой стойкий актерский характер. Редко, когда ребенок в кино может прожить такую мощную трансформацию в течение двух часов. У Бейла это удалось, он прирожденный актер. Он был главным героем всегда, затмевал тех, кто претендовал на одну ступень с ним. За характером этого ребенка интересно наблюдать: от избалованного мальчишки до хитрого приспособленца, а затем до сломленного потерянного малыша. Глядя на войну глазами маленького Джеми, Спилберг обеспечивает своей картине отстраненный взгляд на события второй мировой, избавляя его от политических аспектов. Герой получился многогранный и не однобокий. И если он скорее перетягивает фильм на приключенческий лад, то многие второстепенные герои проявляют тяжелую суть войны. Но Бейл слишком обаятелен и затмевает этот мотив.


Фильм наполнен знаковыми сценами, метафорами. Много красивых сцен, которые западают в души. Все сделано очень кинематографично и многозначно. Он глубже чем может показаться. Спилберг хотел показать то, как ребенок войны лишается детства. К сожалению, за его легковесностью все это немного теряется. Я имею ввиду, что здесь почти нет ужасов войны, страданий. Героя сделали легким на подъем, он если и переживает что-либо, то глубоко в себе. От этого зрителю тяжело сопереживать ему полностью, кажется, будто героя устраивает его положение.
Кинолента как я и сказала вышла неоднозначная. С одной стороны, она ценна тем, что у нее нет рамок и ограничений для просмотра. Сюжет динамичен и интересен. Но подача подвела. Все изображено слишком хорошо, фильмы про войну так не делаются, здесь не хватило четкого драматического стержня.


В 2013 году вышла лента, которая подняла важный вопрос в теме войны – вопрос прощения. Это был фильм со значащим названием – «Возмездие». Но в английским название было более загадочным - The Railway Man — «Железнодорожник» или «Человек железной дороги». Наши локализаторы в очередной раз дали некую подсказку для понимания фильма. Это драма режиссёра Джонатана Теплицки, экранизация одноимённого автобиографического бестселлера Эрика Ломакса. Автор романа и главный персонаж фильма Эрик Ломакс скончался 8 октября 2012 года, не дожив меньше года до выхода фильма на экран.

 Его история – это история плена, который он переживает во Вторую мировую войну. Героя отправляют в лагерь для военнопленных на строительство Тайско-Бирманской железной дороги. По истечение какого-то времени его начинают жестоко пытать. Параллельно развертывается история Ломакса в мирной жизни. Однако, ему и его товарищем тяжело дается принятия, что война закончилась. Они одержимы местью. И у главного героя появляется такая возможность.


Очень ценным оказалась такое параллельное развертывание сюжета. Всегда интересно смотреть не просто на ужасы и пытки, но и преодоление памяти об этом. Часто фильм о войне заканчивается там, где начинается мирное время. Увидеть, что было после бывает более ценным опытом. Тем более что фильм по итогу обладает мощным моральным посылом о выборе человека с травмой правильного пути. Однако, это же построение сюжета и сыграло злую шутку. Не хватало развития действий и там, и там. Хотелось больше увидеть жизни взрослого героя, но так же и хотелось больше уделить внимание переживаниям и страданиям героя молодого.


Здесь собрали очень видных актеров, особенно зрелый состав, где выделяется пара Николь Кидман и Колина Ферта. Молодого героя ужалось сыграть Джереми Ирвину («Большие надежды»). Но я поделюсь лично своими ощущениями: для меня все они играли слега сверх меры. Все было как будто выстроено по театральному образцу. Всегда виднелось легкое переигрывание, дымка неестественности. Я не могла проникнуться до конца историей героев, даже когда показывали самые страшные моменты, у меня не текли слезы, хотя я очень чувствительная. Не знаю, дело ли в громкости имен актеров или в том, что так был написан сценарий. В профессионализме актеров я не сомневаюсь, но возможно это были не их роли. А возможно я просто придираюсь.


Фильм сделан очень ладно, я бы даже сказала чуток слишком по-киношному. Даже в моменты страшных пыток есть легкий оттенок очевидности того, что все постанова. Кинолента красива, много четких интересных кадров, но все же она создана для просмотра только на большом экране, при более близком просмотре начинает проступать сделанность.

В итоге кинолента вызвала неоднозначные эмоции. Вроде бы все на месте, вроде бы во всех этапах участвуют отличные специалисты, но все немного с перебором, с неким желанием сделать лучше, чем должно быть. Этот фильм лучше не смотреть одному, возможно, его стоит обсуждать, даже прямо за его просмотром можно затеять интересную дискуссию. В одиночестве ты сможешь лишь поставить вопрос лично для себя, а не найдя развития мысли будешь слишком присматриваться к картине, что не пойдет ей на пользу.


Хочется закончить фильмом, который в свое время был номинантом на премию Оскар – «Несломленный». Его режиссировала талантливая Анджелина Джоли, которая всегда умела тонко чувствовать скрытую силу человека, и уже уделяла внимание теме войны в фильме «Королевство крови и меда». Более того в этот раз к ней присоединились не менее талантливые сценаристы – братья Коэн.

Действие киноленты основано на реальных событиях, произошедших с олимпийским призёром и многообещающим спортсменом Луи Замперини, который во время второй мировой войны стал командиром бомбардировщика и потерпел крушение над Тихим океаном. После чего Замперини вместе с двумя сослуживцами провёл 47 дней в дрейфе на плоту и попал в плен к японцам, где подвергся издевательствам и пыткам. Домой он вернулся уже лишь после окончания войны.


Критики на этот фильм было очень много, отзывы были с двоякими мнениями. Мне почему-то не захотелось в этот раз загружать себя чужими впечатлениями, потому что, думаю, я справлюсь и смогу выразить четко свои эмоции по поводу ленты.


Как вы уже понимайте, сюжет очень насыщенный. Половина фильма смело уделяет внимание страшному испытанию в океане. Тебе как зрителю кажется, что хуже быть не может. Но вторая половина фильма убеждает в обратном. Но и эта часть киноленты строится из кусочков, по истечении которого кажется, что это уже эмоциональный предел. Но фильм удивляет и удивляет именно тем, что наслаивает незабываемые сцены человеческого мужества и стойкости. Сюжет у фильма получается очень плотным, слега затянутым, но не перегруженным, потому что такое обилие событий подтверждает, что это отражение реальной истории. Ведь в жизни все не происходит за три смены кадра.



У фильма действительно звездный каст, вы увидите очень много знакомых лист, но, конечно, отличается от всех Джек О’Коннелл («Молокососы»). Удивительно, как растет его герой, казалось бы, под пытками личность должна угасать, но тут актеру удалось отразить развитие характера, его рост. Ему в пару, как антагониста, дают актера Мияви, который сыграл начальника лагерей. Очень интересным сделали его образ, за его жестокостью мы сразу чувствуем личные травмы и проблемы, до самого конца держится напряжение по поводу мотивации данного героя, но финал раскрывает кадры, и неожиданно начинаешь ощущать жалость к этому человеку. Здесь довольно много массовых сцен, как и подобает в кино про войну. И скажу, что все эти сцены выполнены интересно, актеры массовки тоже вжились максимально в условия, заданные сценарием этой истории.


Кинолента снята очень качественно. Много локаций, не бедность картинки, несмотря на малое поле для разгула фантазии. Довольно интересная операторская работа, часто переходящая из детальной съемки к крупным планам и наоборот.


Фильм хочет научить стойкости и вере, но честно скажу, какого-то морального посыла я не получила. Это хорошая драма, но выхлопа она не оставляет. По сути, мы просто приближаемся к истории еще одной сильной личности, которая достойна внимание в нашей истории. Кстати, Луи Замперини скончался 2 июля 2014 года. Перед своей смертью, лежа в больнице, он успел посмотреть черновую версию фильма с ноутбука Анджелины Джоли. 



Как Вы понимайте основная тема данных фильмов довольна специфична, такое кино не смотрится легко не для того, чтобы просто приятно провести вечер. Эти фильмы – испытания. Выбрать степень и оттенок – только в Ваших силах. Все три фильма неплохие, есть в каждом какие-то спорные моменты, но в целом это три мощных драмы, которые запускают механизм работы над собой после просмотра.

Комментариев нет:

Отправить комментарий