Постоянные читатели

суббота, 1 сентября 2018 г.

Жизнь по Звягинцеву


Андрей Звягинцев ворвался в мою жизнь вместе с фильмом «Левиафан», что был выбран для премии Оскар и был освещен скандальной славой. Саму картину я не смотрела, однако у нас в Мурманске о ней не говорил только ленивый, так как именно нашу область выбрали местом действия. А потом подъехал обзор BadComedian, где он просто разбомбил фильм в пух и прах. По каким пунктам – узнайте сами, посмотрев этот обзор. Надолго ярлык режиссера, который мне точно не понравится, прикрепился в моей голове к Звягинцеву. Но не так давно вышел трейлер фильма «Нелюбовь», который заинтересовал меня. А затем эту картину тоже номинировали на Оскар. Я поняла, что пришло время создать свое личное впечатление о творчестве данного режиссера. Для этого я выбрала две картины, которые связаны изображением ярких женских образов.




Решив начать оценивать творчество Звягинцева до «Левиафана» я выбрала фильм «Елена».


Два года назад пожилой и обеспеченный предприниматель Владимир оформил брак со своей сожительницей Еленой после почти восьмилетней совместной жизни. У них есть дети от предыдущих браков: у Елены — инфантильный и ни к чему не стремящийся Сергей, сталкивающийся с трудностями при содержании своей растущей семьи, у Владимира — беззаботная и бессемейная дочь Екатерина.

Такое кино – не для всех. Описать его одним словом – бытовуха. А на деле глубокая аллегория нашей жизни. За два часа, по сути, мало что происходит, а если и происходит, то кажется видано нами всеми прямо в жизни. Но сам факт наблюдения за этим со стороны заставляет мурашки бегать по коже. Кинолента напоминает известный филологам феномен городской прозы. Казалось бы, типичная ситуация, взрослые супруги, у каждого свои дети, один богат, вторая из низов. Но как тонко здесь закладывается социальный подтекст, перетекающий в философский. Главный вопрос фильма: а кто достоин? Сильные мира сего, что хапают деньги, прячут их в сейфах и указывают, как другим жить. Или развращенные люди среднего (если не низкого) класса, что прожигают свою жизнь, вечно ожидая подачки с чужого плеча. Кому нужнее? Звягинцев не дает ответа на вопрос, скорее указывает на корень проблемы. Для него – это ребенок. Младенчик, что мирно спит, не ведая о путях судьбы, дележке имущества, безработице, капиталах.

 Главная фишка Звягинцева – это работа с кадром. Именно поэтому у него всегда один оператор - Михаил Кричман. Именно он в кадре отображает видение режиссера. Все наполнено мимолетными деталями, у которых двойное дно. Зрителя призывают: смотри, смотри очень внимательно. Здесь так мало слов, все внимание к действию. У Звягинцева мир очень тихий, лишь изредка на фоне либо радио, либо телевизор, причем всегда отображающий политическую и социальную данность мира. Очень метко, например в финале картины, из телевизора, включенного сыном Елены, звучит фраза, вырванная как бы случайно из контекста известной передачи: «Суете сует – и ничего в головах! Вы так до пенсии просидите… Эх, мужчины!» В этом есть Звягинцев.

Герои у него много молчат, словно неся в самих себя свои личные диалоги. Хотя иногда кажется будто герои просто пусты. Еще один важный момент – это прием зеркальности. Зеркало в принципе играет важную роль в фильме, словно двоя этот мир. Но также режиссер словно зеркалит судьбы героев. Порой превращая этот прием в прием антитезы, яркой и выразительной.


Отдельный пласт – это религиозная и библейская тематика. Это для меня скользкий лед, так как я очень неопытна в определении таких моментов. Но мне кажется по работам Звягинцева на эту тему можно уже написать целый труд. Здесь все играет символическую роль: имя, икона, статичный кадр, мотив и сюжет.


Главные роли исполнили Надежда Маркина («Бесы»), удостоенная за роль премии «Ника», и кинорежиссёр Андрей Смирнов («Отцы и дети»). Надежда Маркина подошла здесь как влитая, ни капли игры здесь, нет, она и есть Елена. Редко бывает, что есть ощущение, что это реальная жизнь, что мы подглядываем за реальными людьми. Здесь актеры сделали именно это, они рассказали эту историю, как свою личную. И Звягинцев не дает хороших и плохих героев. Они живые личности, у них есть благостные поступки, но в них так же много порочного, что давно стало неотъемлемой частью любого человека. Ты думаешь, что спасаешь свою семью, но какой ценой порой ты это делаешь. Так и каждый нас порой верит, что творит благое дело, закрыв глаза на путь, по которому приходится идти для совершения этого дела.

Фильм, противоречив, сначала ты стоишь на одной стороне, а потом вдруг неожиданно понимаешь, как ошибся в людях. Прямо как в жизни. Звягинцев не хочет научить, он хочет показать, пролить свет на нас самих, на наши души и помыслы. Погрузившись в данную картину очень многое в самом себе перезагружается. И в ней столько слоев, только на поверхности она кажется лишь бытовой зарисовкой, содержит в себе бесконечную массу смыслов и тем.

Фильм был положительно воспринят большинством мировых кинокритиков, удостоившись специального приза жюри каннской программы «Особый взгляд». Кроме того, картина была признана лучшей за прошедший год на церемонии вручения премии «Золотой орёл», а работа режиссёра была отмечена и «Никой», и «Золотым орлом».



Как видите Звягинцев и до «Левиафана» имел успех, но что было после? Лента «Нелюбовь» была номинирована на премии «Оскар» и «Золотой глобус» в категории «Лучший фильм на иностранном языке» и премию BAFTA в категории «Лучший фильм не на английском языке». Режиссеру вновь удалось привлечь внимание, но в этот раз он поднял для меня так самую животрепещущую тему: тему родительского равнодушия. Еще в «Елене» видны очевидные выпады к этой теме, героиня фильма – образец матери, что поступится любимыми принципами ради ребенка. В картине «Нелюбовь» режиссер нарисовал уже образы современных родителей, новое поколение, что не знает цену жизни ребенка.



Фильм рассказывает о современной московской семье, переживающей тяжелый, мучительный развод. Главные герои (Женя и Борис) — ещё супруги, но каждый из них уже фактически начал новую главу жизни, и потому им не терпится покончить с формальностями и развестись. В череде конфликтов и бесконечных взаимных претензий Женя и Борис пренебрегают своим единственным ребенком, 12-летним Алёшей, который чувствует абсолютную ненужность обоим родителям. Неожиданно, после их очередной ссоры, Алёша исчезает.

Картина с первых кадров сражает своей атмосферой отчужденности и обреченности. Героев снова погружают в пелену молчания, но теперь это молчание не знак внутреннего диалога, а действительно знак морального опустошения. Два родителя, готовящихся к разводу, абсолютно глухи к тому факту, что их трое, а не двое. В самом начале фильма зрителя сражает лицо ребенка, глядящего в безрадостную даль, боли в этих глаза нет, только стеклянная безысходность. Вскоре мы понимаем почему: отец сделал уже нового ребенка другой молоденькой дурочке, и живет на два дома, а мать, не расставаясь с телефоном, краем уха слушая Дом-2, напрочь забывает, что у неё есть ребенок, и так же строит свою личную жизнь с богатым успешным зрелым мужчиной. Фильм этот – социальное зеркало. Вот наши современные родители. Уткнувшиеся в телефоны, телевизоры, жаждущие денег и плотских удовольствий без последствий. Пик отображения деградации общества, когда мать с легкостью говорит, что ребенка рожать не хотела, а когда родила – даже смотреть на него не могла. Сердце прознает боль за каждого такого малыша, что был рожден лишь из-за страха глупой молодой дурочки сделать аборт. Кинолента гнетет, каждым кадром забивает гвоздь в крышку гроба, где похоронена вера в людей.

Вновь тот же оператор, а значит и тот же стиль, только темных тонов стало больше. Приемы все те же – Звягинцев выработал свой стиль, и не собирается от него отходить. И правильно делает – его почерк, словно удар острого кинжала – оставляет глубокие шрамы на сердце. Много акцентных молчаливых тонких моментов. В них не нужны слова или комментарии, это словно картины мрачного быта русского человека (и даже человека вообще). Актеры справились со своей задачей сыграть равнодушных родителей. Их постные лица выражают эмоцию лишь в последний кульминационный момент, словно прорывая платину.  Отдельно хочется отметить юного Матвея Новикова, сыгравшего Алёшу. Хоть молодой актёр в кадре появляется в кадре совсем на короткое время, именно сцена с его участием обладает наисильнейшим драматическим эффектом. Момент с безмолвным плачем за дверью мало того, что бросает в неестественную дрожь и холодный пот, так ещё и преследует после выхода из него.


Фильм заканчивается вновь закольцовыванием истории, нам показывают, что вынесли из этой истории герой (спойлер: ничего!). После просмотра остается жуткий осадок, близкий к шоку. Словно посмотрелся в страшное зеркало и увидел всю нашу современность, как на ладони. После этой киноленты я поняла, что Звягинцев тот режиссер, чьи работы я еще буду смотреть и буду ждать. Очень надеюсь, что его Оскар еще ждет его. Да, многие будут его критиковать, что он очерняет якобы образ нашей страны. А на самом деле он показывает правду, и совсем не с целью очернить, а показать, привлечь внимание. Те, кто нападают на него по такому поводу, скорее всего просто не хотят посмотреть со стороны на себя, уверены, что это не их история. На самом же деле работа Звягинцева глубока, её сравню я только с прозой великих мастеров, её надо не только смотреть, но и читать.

П.С: Даю ссылку на чумовую рецензию последнего фильма с разбором его на смысловые составляющие: http://kinoart.ru/archive/2017/04/pustoe-mesto-nelyubov-rezhisser-andrej-zvyagintsev

Комментариев нет:

Отправить комментарий