Борис Виан – классик французской литературы, до которого не
каждый в своей жизни дорастёт. Я говорю это не потому, что он находится на
особом положении в литературе, нет, просто узнать о нем в нашей стране не так
просто. А вот во Франции он входит в школьную программу, и знаменит многими
проявлениями таланта. Он писал не только прозу, но и поэзию, драму, а также
увлекался джазовой музыкой, сам играл и писал её. А еще был знаком с Сартром и
смело высмеивал его в своих произведениях, да так, что тот не только не обижался,
но и одобрял творчество Виана. Самым известным его произведением стал
уникальный роман «Пена дней».
Это произведение относится к постмодернизму и в своем корне
являет собой пародию на экзистенциализм. Форма здесь превалирует над
содержанием: игра слов, гротескные образы, фантастический хронотоп. Одну из
магистральных идей произведения является размышления над бегством от
реальности. Главные герои – гедонисты, что мало ценят бытовую часть жизни, не
думают о будущем с прагматичной точки зрения, безрассудно проживают полную
каждодневного веселья жизнь. Виан их не критикует, ему даже симпатична такая
философия, потому что он сам так жил, но он все-таки показывает к какому концу
приходят инфантильные люди в итоге.
Когда читаешь роман меньше всего можешь представить, что его
можно воплотить на киноэкранах. Однако это делали целых три раза. Фильм 1968
года и азиатскую версию 2001 уже в сети не найти, может это и к лучшему, не
верю, что эти варианты смогли бы удивить, как минимум из-за технических
недоработок. А в 2013 году вышел французский фильм с довольно ярким кастом,
привлекший внимание зрителей к себе и новых читателей к Виану.
Главная загвоздка данной ленты в том, что нет смысла смотреть
её, не прочитав книгу, если совершишь такую ошибку, то фильм скорее всего
покажется бредом сумасшедшего. А для тех, кто знаком с романом, думаю, он
покажется филигранно сделанной экранизацией. За дело взялся профессионал Мишель
Гондри, который когда-то заслуженно получил Оскар за киноленту «Вечное сияние
чистого разума». Ему удалось с филигранной точностью воссоздать фантасмагоричный
мир Виана. Порой он выглядел слегка искусственным, но в большей мере удивляло
как все, что даже фантазия с трудом может нарисовать, так легко появлялось на
экране. Отдельным важным моментом оказался и подбор музыки для фильма, режиссер
тонко уловил, какое огромное значение для романа имеет звук, а точнее джаз.
Но помимо внешней поражающей воображение оболочки,
создателям фильма удалось заглянуть и в самое сердце романа. Они выбрали очень верный
путь решив не изменять в сюжете почти ничего. Кинолента следует за книгой слово
в слово, цитирует её и полностью отражает сюжет, тем самым минимизирован риск
что-то исказить. Однако в финале видимо побоялись, что драмы будет недостаточно
для успешного завершающего эффекта и все-таки на придумывали, что испортило
впечатление, потому что финал не нуждался в корректировке. Но если брать все в
целом, то даже поразительно как полно был отражен текст романа.
Особую атмосферу создавала прекрасная тройка актеров - Ромен
Дюрис («Сердцеед»), Одри Тоту («Амели»), Омар Си (1+1). Они отыгрывали каждую
эмоцию честно, выглядели забавно и легко в кадре, но умело изменяли эмоцию в
сторону глубины к концу фильма. И это несмотря на то, что я совершенно иначе
представляла внешне этих героев. А теперь не думаю, что кто-либо сыграл лучше.
Режиссеру удалось почти невозможное: перенести на большой
экран неэкранизируемый в принципе текст, сохранив его магию, музыку и ритм. В
итоге фильм, конечно, нужно смотреть только людям, которые познакомились с
стилистикой Виана, его произведением. Потому что фильм иначе покажется полным
бредом и сюрром, а он заслуживает более высокой оценки.
Комментариев нет:
Отправить комментарий