Постоянные читатели

понедельник, 17 сентября 2018 г.

Голова в облаках


Борис Виан – классик французской литературы, до которого не каждый в своей жизни дорастёт. Я говорю это не потому, что он находится на особом положении в литературе, нет, просто узнать о нем в нашей стране не так просто. А вот во Франции он входит в школьную программу, и знаменит многими проявлениями таланта. Он писал не только прозу, но и поэзию, драму, а также увлекался джазовой музыкой, сам играл и писал её. А еще был знаком с Сартром и смело высмеивал его в своих произведениях, да так, что тот не только не обижался, но и одобрял творчество Виана. Самым известным его произведением стал уникальный роман «Пена дней».

Это произведение относится к постмодернизму и в своем корне являет собой пародию на экзистенциализм. Форма здесь превалирует над содержанием: игра слов, гротескные образы, фантастический хронотоп. Одну из магистральных идей произведения является размышления над бегством от реальности. Главные герои – гедонисты, что мало ценят бытовую часть жизни, не думают о будущем с прагматичной точки зрения, безрассудно проживают полную каждодневного веселья жизнь. Виан их не критикует, ему даже симпатична такая философия, потому что он сам так жил, но он все-таки показывает к какому концу приходят инфантильные люди в итоге.
Когда читаешь роман меньше всего можешь представить, что его можно воплотить на киноэкранах. Однако это делали целых три раза. Фильм 1968 года и азиатскую версию 2001 уже в сети не найти, может это и к лучшему, не верю, что эти варианты смогли бы удивить, как минимум из-за технических недоработок. А в 2013 году вышел французский фильм с довольно ярким кастом, привлекший внимание зрителей к себе и новых читателей к Виану.

Главная загвоздка данной ленты в том, что нет смысла смотреть её, не прочитав книгу, если совершишь такую ошибку, то фильм скорее всего покажется бредом сумасшедшего. А для тех, кто знаком с романом, думаю, он покажется филигранно сделанной экранизацией. За дело взялся профессионал Мишель Гондри, который когда-то заслуженно получил Оскар за киноленту «Вечное сияние чистого разума». Ему удалось с филигранной точностью воссоздать фантасмагоричный мир Виана. Порой он выглядел слегка искусственным, но в большей мере удивляло как все, что даже фантазия с трудом может нарисовать, так легко появлялось на экране. Отдельным важным моментом оказался и подбор музыки для фильма, режиссер тонко уловил, какое огромное значение для романа имеет звук, а точнее джаз. 

Но помимо внешней поражающей воображение оболочки, создателям фильма удалось заглянуть и в самое сердце романа. Они выбрали очень верный путь решив не изменять в сюжете почти ничего. Кинолента следует за книгой слово в слово, цитирует её и полностью отражает сюжет, тем самым минимизирован риск что-то исказить. Однако в финале видимо побоялись, что драмы будет недостаточно для успешного завершающего эффекта и все-таки на придумывали, что испортило впечатление, потому что финал не нуждался в корректировке. Но если брать все в целом, то даже поразительно как полно был отражен текст романа.

Особую атмосферу создавала прекрасная тройка актеров - Ромен Дюрис («Сердцеед»), Одри Тоту («Амели»), Омар Си (1+1). Они отыгрывали каждую эмоцию честно, выглядели забавно и легко в кадре, но умело изменяли эмоцию в сторону глубины к концу фильма. И это несмотря на то, что я совершенно иначе представляла внешне этих героев. А теперь не думаю, что кто-либо сыграл лучше.



Режиссеру удалось почти невозможное: перенести на большой экран неэкранизируемый в принципе текст, сохранив его магию, музыку и ритм. В итоге фильм, конечно, нужно смотреть только людям, которые познакомились с стилистикой Виана, его произведением. Потому что фильм иначе покажется полным бредом и сюрром, а он заслуживает более высокой оценки.

Комментариев нет:

Отправить комментарий