Постоянные читатели

пятница, 3 августа 2018 г.

Счастье (не) за горами


Для меня найти хороший русский роман для чтения словно отыскать бриллиант в пепле, я давно уже не верю в силу русского слова, нас пичкают однотипными романами, отечественная литература отчаянно борется с зарубежным контентом, и приходится зачастую жертвовать качеством. Поэтому прочитав роман Алексея Иванова «Географ глобус пропил» я воодушевилась, ибо как минимум еще один отечественный автор потеснит зарубежных на моих полках.




Эта книга рассказывает о жизни простого гражданина Служкина, который представляет, наверное, один из ярких типажей в нашем обществе. Он находится в некоем экзистенциальном кризисе, но относится к своему состоянию с иронией и верует, что можно стать в этом мире святым, только путь к этому у него особый.

«Я для себя так определяю святость: это когда ты никому не являешься залогом счастья и когда тебе никто не является залогом счастья, но чтобы ты любил людей и люди тебя любили тоже. Совершенная любовь, понимаешь?»
Но только вот жестокая бытовуха не дает возможности Служкину идти по своему пути. С одной стороны, семья, в которой дикие странные отношения, которые на деле кажутся слишком хорошо знакомы обычному русскому человеку. Такие истории мы наблюдаем в своих квартирах, у соседей, в программах по телевизору. Жена вечно недовольна, пилит без конца, давно охладела, живут они в браке по инерции. А тут еще окружение будь здоров. Вокруг похотливые друзья, что так же несчастны в личной жизни и стремятся утопить одиночество в необязательных половых связях. С этой точки зрения книга не для моралфагов, потому что здесь много чернухи именно бытовой, житейской.


Другая сторона жизни Служкина — это новая работа учителем географии. Эта часть книги мне была особо интересна. Перед нами предстает школа в маленьком городке, со своими тараканами и запросами. Ученики – типичные представители потерянного поколения. Удивительно откуда Иванов смог списать такой точный потрет школьной жизни. Дети – наглые безразличные ко всему подростки, которым в карман за словцом не полезешь. Служкин сразу понимает, что учить их чему-то бесполезно. Он верит, что только примером можно научить человека чему-то. Но даже для этого нужно внимание собеседника. У героя случается один раз срыв, когда он высказывает все ученикам. Этот почти что монолог – манифест, который многие учителя хотели бы провозгласить. Школьный вопрос здесь один из самых противоречивых. Кто-то, как и героиня Угроза Борисовна, будет кричать, что Служкин просто плохой педагог. Что детей надо любить, и прочее в этом духе. А кто-то встанет на сторону героя, примет его постулат, что школьники – это личности, но только они не хотят расти выше того, чего они успели достичь к их 9 классу.


«Вы не только еще не личности, но вы даже еще не люди. Вы — тесто, тупая, злобная и вонючая человеческая масса без всякой духовной начинки. Вам не только география не нужна. Вам вообще ничего не нужно, кроме жратвы, телевизора и сортира. Как так можно жить?»

Самой пронзительной частью романа является поход героя с учениками. Прежде всего именно здесь автор проявляет себя как лирик. Роман в плане стиля балансирует на грани обсценной лексики и поэзии. В походе Иванов рисует природу кистью художника и делает это от лица Служкина, тем самым показывая, что герою не чужда лирическая созерцательность. Именно в такой обстановке Служкин начинает чувствовать настоящую любовь, которой ему не хватало, но, к сожалению, к своей 14 летней ученице, что ставит под вопрос его чувства. В этот момент кризис героя достигает своего пика. Он встает перед моральным выбором, который требует тщательного самоанализа с его стороны.


Роман этот полон одиночества и вопросов, которые читатель должен задавать не к герою, а к самому себе. Жизнь — это череда вот таких вот комичных с одной стороны, и трагичных с другой, эпизодов. И каждый раз на нас ложится бремя выбора. И иногда он ведет к одиночеству. Но возможно это и есть правильно. Книга эта отлично подойдет для тех, кто жаждет пищи для ума, ищет житейской философии. Причем все здесь подано так легко, с хорошей такой доброй долей юмора, именно нашего, чисто русского юмора, который не поймет человек с другой страны. Читать произведение легко, зато после оно оставляет нужный осадок, такая книга не теряется в массе впечатлений.


Экранизация романа получилась просто идеальной, такой и должна быть отличная киноверсия литературно произведения. Она смогла сохранить дух романа, не растерять сюжет, при этом уложится в хронометраж, но самое главное словно нарастить на текст живую плоть, обличить все слова в яркие фигуры.
 Фильмом занимался человек, который умеет снимать про русских, Александр Велединский. Это из-под его руки вышла знаменитая «Бригада». Поэтому я не удивлена тем, как построен антураж, детальность кинопроизведения. Так же ему удалось воплотить кризис героя художественными средствами так ярко, что ты начинаешь еще глубже понимать Служкина.


Режиссер заострил все, что было в книге на одном уровне. Он сделал мор и сатиру явнее, но и драму сгустил до предела. Но в итоге баланс не потерян. Более того он уловил поэзию автора, в кадре уделяется особое внимание природе, как уникальной системе, отражающей потаенные состояния героев.

Особо хочется отметить актеров, которые трудились в этом фильме. Константин Хабенский мне всегда нравился, как творческая личность и самое главное, как человек. Именно это отличает его от многих актеров. Он не играет, а скорее проживает роль. Он стал настоящим воплощением Служкина. После просмотра фильма сложно уже представить на этом месте кого-то другого. По мимо этого здесь есть и другие хорошие актеры, которые хоть и теряются слегка на фоне, но в едином восприятии картины все находятся на своих местах. Отдельно хочется отметить игру подростков, которые получились все живыми, со своими яркими характерами.

Но у фильма все-таки есть несколько недочетов. Не беря внимание несколько мелких изменений, что не повлияли на сюжет, то не хватило любовной линии в фильме. Подрезали ей крылья и из-за цензуры, и еще по каким-то неведомым причинам. Так, например линия с женой Служкина вовсе не закончена. А вообще фильм получился все-таки в конце концов больше комедийным. Шуток здесь намного больше, чем в романе. И на именно шутливой ноте заканчивается кинолента. Когда книга в финале повествует о бесконечном одиночестве героя. 


Повторюсь, по итогу фильм получился замечательный, не уступающий книге и являющийся отличным дополнением к ней. Для меня и книга, и фильма стали прямо открытием года, я уже несколько дней нахожусь под впечатлением, размышляю, анализирую. Такими открытиями, конечно, хочется делится. Поэтому я советую всем поклонникам жизненной прозы прочесть этот роман, а для затравки можно и фильм посмотреть в начале. Впечатление не перебьете, тут все в балансе.

Комментариев нет:

Отправить комментарий