Для меня найти хороший русский роман для чтения словно
отыскать бриллиант в пепле, я давно уже не верю в силу русского слова, нас
пичкают однотипными романами, отечественная литература отчаянно борется с
зарубежным контентом, и приходится зачастую жертвовать качеством. Поэтому
прочитав роман Алексея Иванова «Географ глобус пропил» я воодушевилась, ибо как
минимум еще один отечественный автор потеснит зарубежных на моих полках.
Эта книга рассказывает о жизни простого гражданина Служкина,
который представляет, наверное, один из ярких типажей в нашем обществе. Он
находится в некоем экзистенциальном кризисе, но относится к своему состоянию с
иронией и верует, что можно стать в этом мире святым, только путь к этому у
него особый.
«Я для себя так определяю святость: это когда ты никому не являешься залогом счастья и когда тебе никто не является залогом счастья, но чтобы ты любил людей и люди тебя любили тоже. Совершенная любовь, понимаешь?»
Но только вот жестокая бытовуха не дает возможности Служкину
идти по своему пути. С одной стороны, семья, в которой дикие странные
отношения, которые на деле кажутся слишком хорошо знакомы обычному русскому
человеку. Такие истории мы наблюдаем в своих квартирах, у соседей, в программах
по телевизору. Жена вечно недовольна, пилит без конца, давно охладела, живут
они в браке по инерции. А тут еще окружение будь здоров. Вокруг похотливые
друзья, что так же несчастны в личной жизни и стремятся утопить одиночество в
необязательных половых связях. С этой точки зрения книга не для моралфагов,
потому что здесь много чернухи именно бытовой, житейской.
Другая сторона жизни Служкина — это новая работа учителем
географии. Эта часть книги мне была особо интересна. Перед нами предстает школа
в маленьком городке, со своими тараканами и запросами. Ученики – типичные
представители потерянного поколения. Удивительно откуда Иванов смог списать такой
точный потрет школьной жизни. Дети – наглые безразличные ко всему подростки,
которым в карман за словцом не полезешь. Служкин сразу понимает, что учить их
чему-то бесполезно. Он верит, что только примером можно научить человека
чему-то. Но даже для этого нужно внимание собеседника. У героя случается один
раз срыв, когда он высказывает все ученикам. Этот почти что монолог – манифест,
который многие учителя хотели бы провозгласить. Школьный вопрос здесь один из
самых противоречивых. Кто-то, как и героиня Угроза Борисовна, будет кричать,
что Служкин просто плохой педагог. Что детей надо любить, и прочее в этом духе.
А кто-то встанет на сторону героя, примет его постулат, что школьники – это
личности, но только они не хотят расти выше того, чего они успели достичь к их
9 классу.
«Вы не только еще не личности, но вы даже еще не люди. Вы — тесто, тупая, злобная и вонючая человеческая масса без всякой духовной начинки. Вам не только география не нужна. Вам вообще ничего не нужно, кроме жратвы, телевизора и сортира. Как так можно жить?»
Самой пронзительной частью романа является поход героя с
учениками. Прежде всего именно здесь автор проявляет себя как лирик. Роман в плане
стиля балансирует на грани обсценной лексики и поэзии. В походе Иванов рисует
природу кистью художника и делает это от лица Служкина, тем самым показывая,
что герою не чужда лирическая созерцательность. Именно в такой обстановке
Служкин начинает чувствовать настоящую любовь, которой ему не хватало, но, к
сожалению, к своей 14 летней ученице, что ставит под вопрос его чувства. В этот
момент кризис героя достигает своего пика. Он встает перед моральным выбором,
который требует тщательного самоанализа с его стороны.
Роман этот полон одиночества и вопросов, которые читатель
должен задавать не к герою, а к самому себе. Жизнь — это череда вот таких вот
комичных с одной стороны, и трагичных с другой, эпизодов. И каждый раз на нас
ложится бремя выбора. И иногда он ведет к одиночеству. Но возможно это и есть
правильно. Книга эта отлично подойдет для тех, кто жаждет пищи для ума, ищет
житейской философии. Причем все здесь подано так легко, с хорошей такой доброй
долей юмора, именно нашего, чисто русского юмора, который не поймет
человек с другой страны. Читать произведение легко, зато после оно оставляет
нужный осадок, такая книга не теряется в массе впечатлений.
Экранизация романа получилась просто идеальной, такой и
должна быть отличная киноверсия литературно произведения. Она смогла сохранить
дух романа, не растерять сюжет, при этом уложится в хронометраж, но самое
главное словно нарастить на текст живую плоть, обличить все слова в яркие
фигуры.
Режиссер заострил все, что было в книге на одном уровне. Он
сделал мор и сатиру явнее, но и драму сгустил до предела. Но в итоге баланс не
потерян. Более того он уловил поэзию автора, в кадре уделяется особое внимание
природе, как уникальной системе, отражающей потаенные состояния героев.
Особо хочется отметить актеров, которые трудились в этом
фильме. Константин Хабенский мне всегда нравился, как творческая личность и
самое главное, как человек. Именно это отличает его от многих актеров. Он не
играет, а скорее проживает роль. Он стал настоящим воплощением Служкина. После
просмотра фильма сложно уже представить на этом месте кого-то другого. По мимо
этого здесь есть и другие хорошие актеры, которые хоть и теряются слегка на
фоне, но в едином восприятии картины все находятся на своих местах. Отдельно
хочется отметить игру подростков, которые получились все живыми, со своими
яркими характерами.
Но у фильма все-таки есть несколько недочетов. Не беря
внимание несколько мелких изменений, что не повлияли на сюжет, то не хватило
любовной линии в фильме. Подрезали ей крылья и из-за цензуры, и еще по каким-то
неведомым причинам. Так, например линия с женой Служкина вовсе не закончена. А вообще
фильм получился все-таки в конце концов больше комедийным. Шуток здесь намного
больше, чем в романе. И на именно шутливой ноте заканчивается кинолента. Когда
книга в финале повествует о бесконечном одиночестве героя.
Повторюсь, по итогу фильм получился замечательный, не
уступающий книге и являющийся отличным дополнением к ней. Для меня и книга, и
фильма стали прямо открытием года, я уже несколько дней нахожусь под
впечатлением, размышляю, анализирую. Такими открытиями, конечно, хочется
делится. Поэтому я советую всем поклонникам жизненной прозы прочесть этот
роман, а для затравки можно и фильм посмотреть в начале. Впечатление не перебьете,
тут все в балансе.
Комментариев нет:
Отправить комментарий