Постоянные читатели

воскресенье, 22 июля 2018 г.

Трудно быть гением


Нижеизложенная подборка складывалась с большим трудом. По сути, то, что получилось в итоге должно было быть двумя разными подборками. Я хотела рассказать про фильмы о писателях шестидесятниках, но фильм про Хармса было нигде не найти. В планах так же у меня было рассказать просто про фильмы о выдающихся людях. Я прибавила к этой подборке остаток с неудавшейся, добавила сериал, который начала смотреть, и получилась такая вот сборная солянка.

Начну я с нашего отечественного кинопродукта, что был на слуху у многих, когда вышел в прокат – кинопроект «Довлатов» режиссера Алексея Германа-младшего.




Фильм повествует о нескольких днях из жизни писателя Сергея Довлатова в Ленинграде начала 1970-х годов, накануне эмиграции его друга, будущего лауреата Нобелевской премии Иосифа Бродского. Это круговорот из парадоксальных и смешных ситуаций, столкновение с криминалом и литературная жизнь Ленинграда, киностудия «Ленфильм», музыка, чтение стихов, ремесло журналиста, страстное желание купить своей дочери куклу, которую нигде не достать...


Зритель, идя на фильм вряд ли будет знать биографию автора от и до, а большинство и вовсе будут смутно представлять лишь эпоху, когда творил Довлатов. Потому что в своих анекдотических произведениях он делал именно что яркие зарисовки своего времени. И следуя стилю Довлатова режиссер создал не биографический фильм, а фильм о времени, когда люди собирались на квартирах, много курили и рассуждали о творчестве, на который был строгий запрет.

Все начинается с антуража. Здесь это самая главная тонкость, воссоздание коммунального мира, мира полного одиноких толкущихся людей. Чтобы добиться наибольшего правдоподобия в воссоздании прошлого, создатели фильма обратились за помощью к жителям Санкт-Петербурга. Петербуржцев просили приносить на киностудию «Ленфильм» одежду, фотографии, бытовые предметы и даже мебель — всё, что относится к периоду до начала 1970-х годов.


В фильме почти нет отражения творческой жизни автора – его не публикуют, и весь фильм мы видим настоящий застой. Кинокартина снята в очень меланхоличных тонах, что может показаться не соответствием со стилистикой автора, однако все-таки здесь, как и в его произведениях, присутствует много горькой иронии и самое главное абсурда. Режиссеру удалось уловить мировосприятие Довлатова, да, возможно он немного сгустил краски, но лишь ради художественных целей, чтобы сделать картину ярче. О биографичности фильма я не беспокоилась так как знала, что Семья Сергея Донатовича в полной мере участвовала в процессе художественной разработки фильма.


Как и в сборниках Довлатова на поверхности кажется, что сюжета нет. Сменяются люди и ситуации, однако, сквозной сюжет все-таки есть. Это поиск своего места. Места творца в этом жестоком мире. Здесь много рефлексии, и только прекрасный актер смог отразить все это внутреннее действо. Сербский актёр Милан Марич, наверное, был рожден, чтобы сыграть эту роль. Он так внешне похож, что даже поражаешься. Мимика, взгляд, улыбка, все это говорит больше, чем слова. Актеру удалось прожить эту роль и дать современному зрителю прикоснуться к душе Довлатова. Герой Милана Марича все больше наблюдает со стороны за происходящим, изредка отпуская едкие комментарии да пытаясь как-то примириться с жестокой реальностью, в которой нельзя быть собой. Таким был и герой Довлатова. Он вроде был и изнутри, но вроде и всегда с усмешкой в стороне. Зато он всегда готов уступить место другому голосу, фильм пестрит множеством героев, они сменяют друг друга, как в калейдоскопе. И хоть страна стремится к уравниловке, а люди все такие разные, и этого не изменить.


Режиссер снял тонкое кино, кино свободное о не свободных. Это кино для мыслящих, умеющих пережить чужие эмоции, как свои. И, конечно же, Герман-младший не может не перекинуть мостик в наше время, иронически подтрунивая над тем, что «сверху» просят спортивные драмы и великие достижения, а не произведения о жизни такой, какая она есть. Режиссер хотел вслед за Довлатовым показать жизнь, такой какая она есть, и думаю, преуспел.


Следующая картина уже о писательнице, Мэри Шелли, которую у нас окрестили по чьей-то глупости «Красавица для чудовища», у меня вызвала обратные, совсем не приятные чувства.



Это тот случай, когда картина очень хочет казаться биографической, но тайно, для не знающего ума, паразитирует на мифах, создавая ложные коллизии. Режиссер данной картины – женщина, и я не хочу показаться сексисткой, но она явно делала упор на молодую аудиторию, которой подавай слюнявую, несчастную любовь, пороки и секс. Поэтому и срез временной выбрала именно совсем юной поры писательницы. Апофеозом сюжета является признание авторства за Мэри Шелли ее знаменитого романа. А до этого нам показывают ее юношеский бунт, подростковую влюбленность, что выливается в кошмарный брак, ее постоянное недовольство тем, что она и сама выбрала. Не уверена, что все, что показана – правда. Однако некоторые факты легко было проверить – и да, многое подтасовано для пущей коллизии. И это очень неприятно, когда тебя пытаются обмануть. Ну если вы, как создатель фильма не хотите тратить время на продуманный честный сценарий, снимите оригинальное кино без опоры на чью-то биографию. Скоро в кино выйдет фильм с подобной тематикой и сюжетом, но абсолютно вымышленный. И ни у кого не возникнет претензий. Просто я знакома с творчеством писательницы, с ее краткой биографией, и то, как нарисовали ее, ее мужа, просто мне противно. Все образы неприятны, не за кого даже душой зацепиться, в том числе и главная героиня поражает своими выпадами.

Картину спасли актеры, и то только потому, что они были на своих местах. Эль Фаннинг вечный подросток, как бы она не старалась играть взрослые роли, пока что она походит только для красивых кадров, где она целует красивых мальчиков. А для этого отлично подойдет Дуглас Бут, вечно роковой плохиш, чуть ли не в каждом фильме ведущий развязный образ жизни, и конечно же всегда получающий самую красивую девушку. Эти актеры здесь были на своем месте. Если бы в этих ролях играли более зрелые актеры, то возможно, фильм было вообще невыносимо смотреть.



Как вы поняли, фильм мне не понравился. Он не удивил меня ни декорациями, так как локаций было не так уж много, и они не превышают то, что мы уже видели много раз. Ни тем более ни удивляет фильм сюжетом. Это приторная история о раннем необдуманном браке, но уж совсем не о любви двух гениев. Тема творчества раскрыта более-менее прилично, однако, опять же здесь подтасованы факты и не раскрыты все события создания знаменитого романа. Ну и финал фильма достойный – поцелуй, примирения, хэппи енд, как будто только что не было часа страданий героини. Я на такое не покупаюсь, моя память не стирается за секунду под шквалом эмоций. Я бы прям не посоветовала смотреть этот фильм, по мне так проходная пустышка.

А напоследок хочется рассказать про фильм, который стал для меня открытием из-за его слабой рекламы в нашей стране. Это кинолента «Дикарь», сумевшая соединить в себе и биографию, и тонкую историю творческой жизни, и мощную драму. Она повествует о сложном периоде жизни художника Поля Гогена. В поисках вдохновения и новых красок жизни он оказывается на Таити. Там он встречает Техуру — дикарку, богиню, объект непреодолимой страсти и испепеляющей ревности, музу, которой мир обязан появлением гениальных творений великого художника. История этих взаимоотношений красочно переплетается с раскрытием мировоззрения художника.

Эта одна из самых сильных драм, просмотренных за последнее время мной. Причем благодаря локации, на которой находился художник, вся печаль приобретает светлые оттенки. Вокруг природа, благодать, рай для вдохновения, но сурова жизнь к творческим людям. Гоген бедствует, у него нет средств даже на краски. Страшно думать о том, что вот перед нами великий человек, но за его славой скрывается такой надлом, такая трагедия жизни.


На главную роль был выбран очаровательный Венсан Кассель, и какой же он мастер своего дела, тоже по сути художник, но только в сфере актерства. Подготовка к съемкам потребовала от Венсана Касселя не только радикально сбросить вес, чтобы продемонстрировать нищету Гогена, но и запастись вставной челюстью с фальшивыми гнилыми зубами. Кроме того, актер посетил специальные курсы живописи и скульптуры. Я прониклась его героем, сопереживала ему, верила в его эмоции и страдания. Кассель смог раскрыть характер художника, за такой малый срок показал, что ради искусства истинного Гоген готов был на все, но он абсолютно не терпел позерства.


Выдумки здесь тоже достаточно, однако, она так органично вплетена, что нет времени и желания копаться. Если в предыдущем случае руки от неприязни сами тянуться проверить факты, то тут просто наслаждаешься хорошей историей. Еще и красивой. Не зря Гогена звали дикарем. Он искал вдохновение в первозданности природы. Именно поэтому он большую часть жизни жил и творил на островах. Природа в фильме воистину прекрасна. Она как отдельный герой сосуществует в мире этой картины. Тропические леса, водопады, пугающие тропы и море. Действительно рай для творца.




Это фильм для созерцателей, мыслителей, людей, любящих драму не сделанную, а жизненную. Искать в нем изъяны не хочется, писать что-то отрицательное рука не поднимется лично у меня, потому что фильм мою привередливую персону полностью удовлетворил.



У меня всегда припасено кое-что на сладкое. В этот раз я представляю вашему вниманию телесериал «Гений». В объективности и точности изложенного в нем материала можно не сомневаться – он снят под руководством телеканала National Geographic. Это сриал-анатология, каждый сезон повествует об одной великой личности. Первый сезон рассказывает про Альберта Эйнштейна, второй – про Пикассо, а грядущий третий как раз будет про Мэри Шелли, а значит у зрителей появится возможность сравнить. Сериал представляет собой смесь документалистики и художественного отображения материала. Все сезоны имеют в основе фактический материал, почерпнутый из книг, работ, воспоминаний современников. Конечно, сериал не стремится отобразить только историю так сказать гения, таланта. Большое значение в сериале уделяется личным моментам жизни личностей. В итоге получается увлекательный микс из познавательного и драматического рода контента.



Сериал сделан очень стильно, филигранно, в нем полное созвучие звука, света, цвета. Все детали расставлены грамотно, чтобы зритель постепенно все глубже погружался в историю. Сразу видно насколько серьезна была работа всей команды создателей.

Сериал может блеснуть прекрасными актерами: Эйнштейна сыграл Джеффри Раш, а Пикассо – сам Антонио Бандерас. Такие крупные фигуры кино привлекают особо внимание к этому проекту.

И мне остается лишь искренне посоветовать его к просмотру всем, потому что он универсален, он может и заинтересовать тех, кто увлекается какой-то областью: физикой, живописью, и тех, кто любит драму, любит биографические фильмы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий