Постоянные читатели

вторник, 26 июня 2018 г.

"Знаток женских душ"


Прочитав не так давно самую нашумевшую книгу Януша Вишневского «Одиночество в сети» мне страстно захотелось рассказать о нем поподробнее, рассказать о моем личном знакомстве и впечатлении от его творчества, ну и конечно раз мой блог так же посвящен кино, то и оценить экранизацию вышеназванного знаменитого романа.

Януш Вишневский – польский автора, что уже само по себе отмечает его в многообразии нашего книжного рынка.




Первый роман, «Одиночество в Сети», Вишневский написал в 2001 году, хотя как говорит сам автор, идея романа появилась 27 мая 1987 года. Вишневский отмечает, что написание романа совпало с «депрессией после успеха» — был развод во время получения докторской по химии. Герои книги, в большинстве своем, реальные люди, встречавшиеся в жизни автора. Таковы Джим, наркоман, с которым Вишневский познакомился в командировке в США, Дженнифер, с которой автор познакомился во время своего пребывания по стипендии ООН в Англии и другие. Книга о виртуальной любви, ставшей реальностью, мгновенно стала популярной.  И это не удивительно. Начало 2000-х было временем, когда компьютерные технологии начинали свой захват умов человечества. Тогда не у каждого в доме то и был компьютер в принципе. Поэтому история о том, что можно найти любовь, не выходя из дома, была сродни сказке для многих читателей.

Но, прежде чем я выражу свои впечатления по поводу романа, хочется сказать, что я начинала знакомство с автором с его более поздних работ, и рада этому. Все-таки литературный дебют — это всегда только начинание, несмотря уже на очевидный его успех. Литературный стиль автора вырабатывается не с первой книги. Я очень не люблю читать рассказы, малая форма дается не тяжело. Но Вишневский один из немногих авторов, который смог зацепить меня именно своей малой прозой. Лично я познакомилась с ним со сборника рассказов «Любовница». Это был тоже своеобразный дебют – это был первый вышедший сборник его рассказов. Но думаю именно в нем Вишневский смог закрепить свой успех и статус новой литературной звезды. 


Сборник включает в себя 6 историй — «Синдром проклятия Ундины» — история о Матильде, больной редким расстройством дыхания, которая придумала себя Якуба, который поддерживал бы её в тяжелые ночные часы; «ANOREXIA NERVOSA» — история об Адрианне, которая потеряла со смертью любимого и смысл собственного существования; «Любовница» — история о женщине, встречающейся с женатым мужчиной, о всех её эмоциях и переживаниях, о подчинении любимому человеку; «Ночь после бракосочетания» — история Магды Геббельс в ночь после бракосочетания Адольфа Гитлера и Евы Браун; «Менопауза» — история о женщине, не желающей мириться со старостью; «Замкнутый цикл» — как утверждает сам автор, история навеяна воспоминаниями о плаваниях по доле службы.

Большинство из рассказов, как вы понимайте посвящены и даже написаны от лица женщины. Наверное, именно тогда Вишневского окрестили «знатоком женской души». Действительно, первое что мне бросилось в глаза при прочтении сборника, это просто поразительное вживание в женскую психику и физиологию. Автор каким-то неведомым способом постиг все тайны женской сущности. Причем это действительно начинается от точного описания женского тела будто изнутри, заканчивая мыслями, которые мужчина сам просто не может придумать. Больше всего меня задел магистральный рассказ «Любовница», ведь если мужчина изменяет или состоит в запретной связи, то наверняка испытывает совсем другие эмоции нежели женщина. Вишневскому удалось отразить всю уязвимость героини, и в тоже время он уловил именно то, что толкает женщину принять роль второй в жизни мужчины. Прочитав этот сборник можно сделать выводы, что Вишневский выбрал некую смесь между эротическим романом и философской притчей. Все его истории будто универсальны. Находишь свою и применяешь к своей жизни. Мысли его героинь это будто результат грандиозного опроса женского населения мира. 



Именно потому, что я познакомилась заранее с особенностями творческой манеры этого автора, я имела представление, что можно ожидать от романа «Одиночество в сети». Но скажу, что ему удалось меня удивить. Я ждала сугубо романтическую историю. Однако роман превзошел эти клишированные рамки. Он скорее о жизни вообще. Да, любовная линия здесь главное. Но попутно автор успевает поговорить обо всем: от науки до частных историй. Главные герои раскрываются не через отношения, а через свои же поступки в течении их жизни. Автор многослойно рисует их линии, чтобы к моменту, когда их отношения окрепнут мы представляли, что за люди перед нами. И конечно же Вишневский в своей манере не привносит в историю ни капли сахара. Это взрослая любовь, страстная и безрассудная, но взрослая. И заканчивается эта история по-взрослому, без всякой обнадеживающей чепухи. Ты понимаешь, что это жизнь, что так и происходит с людьми в реальности. Автор совсем не хочет, чтобы читатель погружался в какую-то милую сказочную историю. Он бьет наотмашь жизненной правдой.

После такой объемной истории мне как-то даже страшно прикасаться к каким-то другим его произведениям. Словно Вишневский меня обидел, и я теперь не знаю, смогу ли я его простить. Смогу ли вновь повернуться лицом к миру, который он создает на своих страницах.


Так как мой блог еще и о кино, то я не упущу возможности рассказать об экранизации этого романа. В принципе это кажется почти невозможным: мало того, что книга довольно объемна, она еще и не обладает стержневым динамичным сюжетом. Именно поэтому адаптировать это произведением к визуальному восприятию идея заранее провальная. Однако в 2006 году при поддержке автора из-под руки Витольда Адамека, который в этой работе выступал, начиная с сценариста и заканчивая операторским делом, вышла-таки попытка представить эту историю на киноэкранах. Что ж попытка как минимум читателями романа была не признана удачной.
Фильм, несомненно, уловил это настроение романтики и горького одиночества, но, кроме этого, ничего не привнес. Побочные сюжеты большинством своим выпущены, хотя именно они составляют большую часть сюжета. В этом плане получилась некая схематичная иллюстрация к книге, краткий пересказ.

Но все же я почувствовала в этой киноленте дух этого произведения. Эта некая медлительность (а фильм идет почти три часа), мелодичность. Только вот многочисленные письма, которые были как диалог для героев, во многом заменялись молчаливыми зарисовками. Режиссер вообще очень интересно отобразил вот саму эту связь через сеть, придумывал разные способы перехода от одного персонажа к другому.

Так же в фильме много чувств к городскому пейзажу. Париж, Америка, Польша, Германия. И каждая со своей мелодией, со своим ритмом, со своей эстетикой.  Но все же это польское кино 2006 года, оно не удивит графикой, не удивит актерской игрой. Оно своеобразно и явно на любителя. Однако проникнуться им можно, думаю смотреть этот фильм можно даже в несколько подходов, делая перерывы, и лучше под рукой иметь бутылку вина.

И, к сожалению, очевиден факт, что если до фильма не читать роман, то вы ничего не поймете так, вам скорее всего увидится довольно банальная и простая история виртуального романа. На самом же деле это произведение о большем. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий