Постоянные читатели

суббота, 5 мая 2018 г.

Дело храбрых


Фильмы о войне можно разделить на несколько категорий. Мне на ум приходят бездушные патриотические агитки, извечные классические киноленты, которые хочется пересматривать, а есть еще незаслуженно пропущенные вниманием зрителя душевные фильмы. О двух таких кинолентах я и расскажу, они нацелены не показать ужасы войны, а пробудить человечность в каждом из нас, напомнить о вечном, о тех устоях, которые мы должны сохранять ради мира на земле.

Но начав писать этот отзыв, на стадии черновика я поняла, что у меня нет слов для просмотренных двух фильмов. Такие киноленты не нуждаются в тщательном разборе или анализе, потому что они созданы с душой и направлены на добро. Поэтому в этот раз это будет лишь небольшое описание и, наверное, скорее больше рассказ о моих эмоциях после просмотра этих кинолент. Потому что на самом деле мне просто хочется, чтобы мои читатели тоже занесли в свой опыт эти прекрасные фильмы, а ничего лучше не может убедить кого-то, как просто искреннее выражение чувств.



Первый фильм называется «Храброе сердце Ирены Сендлер». Часто можно прочесть такую характеристику, как женская версия Шиндлера. С чем я не очень согласна.
Перед нами история Ирены Сендлер, сотрудницы варшавского Управления здравоохранения, входившей в состав польского подполья во время Второй мировой войны и арестованной нацистами за спасение 2500 еврейских детей, тайно вывезенных ею из варшавского гетто. И если Шиндлер был условно в безопасности, по сути, не рисковал своей жизнью, Ирен же приходилось по-настоящему приносить себя в жертву, она каждый день ощущала угрозу для своей жизни, но шла на это, потому что понимала, что спасенная жизнь даже одного ребенка имеет великую цену.


Фильм не стремится показать какую-то предысторию героини или военных действий, стремительное начало сразу погружает нас в жизнь еврейского гетто, где мы изнутри можем увидеть до чего можно опустить целый народ. В данной киноленте вообще очень хорошо изображены нравы, устои евреев. Народные картины здесь очень яркие, сильные. Это и совет старейших, это и ужин за столом, это и принудительная эвакуация. В каждой такой сцене коллективный характер отображен очень живо и ярко.

О самой Ирен мы узнаем мало, по ходу повествования нам дают некоторые ключи к ее биографии, но режиссер нацелен отобразить подвиг этой девушки здесь и сейчас, не размениваясь на затяжные лирические отступления. 



Анна Пэкуин («Пианино») подошла на эту роль идеально. Ее внешность скромной милой девушки прекрасно сочетается с уверенным невозмутим выражением лица. Актриса играет обычного человека, нет у нее на лице сложных эмоций, потому что героине некогда распаляться на самокопания и сомнения. Фильм от этого очень динамичен, сюжет состоит в основном из череды спасений детей, каждое из которых – рискованное опасное предприятие. Фильм подкупает своей простотой, все очень жизненно и в нем нет ничего лишнего, никакого приукрашивания. Масштабность военных фильмов здесь сменяется на отображение единичных ситуации, потому цель показать храбрость человека в отдельности, и дать понять, что если каждый будет готов на самопожертвование, то зло можно будет искоренить.

В финале мы видим реальную Ирен, на склоне лет. Она скажет удивительные слова:

«Мы и будущие поколения должны помнить человеческую жестокость и ненависть, которая правила теми, кто сдал своих соседей в руки врага, ненависть, которая толкнула их на убийство… Моя мечта — чтобы память об этом стала предупреждением миру и человечество никогда впредь не повторила той трагедии»

Мир об подвиге этой праведной женщины узнал только в 1999 году, когда несколько американских студенток из сельской школы Канзаса готовили информацию ко «Дню Истории», а преподаватель обратил их внимание на заметку в газете «Другой Шиндлер» об Ирене Сендлер» за 1994 год.

Тогда в интернете был только один сайт со ссылкой на эту фамилию, поиски привели в однокомнатную квартирку в Варшаве, где проживала героиня. Девчонки написали пьесу «Жизнь в банке», которая с успехом шла на сценах США, Канады и Польши больше 200 раз! Им даже удалось навестить Ирину в Варшаве 4 раза.

Она даже почти получила Нобелевскую премию, но увы у мира оказались другие приоритеты. Что ж этот фильм действительно может стать данью уважения и памяти о таких храбрых войнах тыла, как она. 

Второй фильм - "Другая мать", тоже основан на реальной истории, наверное, потому что придумывать такие истории ни к чему, таких подвигов было в то время достаточно, осталось только раскрывать их миру.

1942 год. Английский остров Джерси оккупирован гитлеровскими войсками и на его территории создан лагерь для военнопленных. Русскому солдату удается сбежать и найти укрытие в доме местной жительницы Луизы Гульт. Обнаружив полуживого русского в своем доме, Луиза решает спрятать Федора. В основе сюжета реальная судьба фотографа из Томска Федора Бурого, которого жительница английского острова Джерси укрывала от фашистов в годы Второй мировой войны. Сценарий написала внучатая племянница Луизы Гульд - писательница Дженни Лекот, которая долгие годы собирала материалы о подвиге своей родственницы. Об этой истории собрали отличный материал редакторы Комсомольской правды (https://www.kp.ru/daily/26660.3/3680155/).

Но мы будем говорить о фильме. Первое что мне бросилось в глаза, так это потрясающе подробное отображение английской действительности. Жизнь Англий и англичан здесь не навязчиво, но очень подробно показана. Это дает возможность полностью погрузится в образ жизни и мысли тех людей.

Здесь так же, как и в первом фильме нет затяжного начала, но тут это немного усложнило понимание. Героев главных представляют очень скупо, в некоторых отношениях между героями я долго не могла разобраться. Это, наверное, единственный минус, так сказать сценарные дырочки.

Фильм, с одной стороны, даже более давящий и мрачный чем первый, тут нет места слезам, здесь скорее глухая ноющая боль, но режиссер украсил его все-таки многими жизнерадостными моментами, которые разбавляли гнетущую атмосферу. Получился такой жизнеутверждающий баланс.

Очень красивы пейзажи, украшенные приятной музыкой. В этом плане фильм так же очень гармоничен. 


Дженни Сигроув, которая сыграла главную героиню, тоже показана как простой человек без геройских задатков. Отчасти в ее поступке есть и немного корысти, что не скрывается в фильме. Она заглушает свое горе этим солдатом, ищет компенсацию за потерю сына. Но когда приходит время настоящей опасности для Федора она готова его отпустить. В этом и будет заключаться главная ее жертва. Это фильм во многом о выборе. О том есть ли он вообще в такой критической ситуации, как война. И, конечно, речь идет о том, что такой выбор определяет нас, как людей.

Финал фильма очень обманчив. На секунду он дарит надежду, но затем отнимает ее. Мир так устроен, что в жестокие времена нет места таким светлым чудесам. Их может сотворить только сам человек. Фильм заканчивается на пронзительной ноте, и оставляет после себя горечь и тяжелое послевкусие.




Я только в общих чертах смогла рассказать об этих двух кинолентах, но думаю в связи с грядущим праздником победы, эти два фильма могут отлично скрасить эти дни, помогут напомнить о вечных ценностях. И вообще мне кажется вспоминать о таких людях, как например эти две храбрые дамы, и продолжать распространять их историю другим, это меньшее, что мы можем сделать.  

Комментариев нет:

Отправить комментарий