Фильмы о войне можно разделить на несколько категорий. Мне
на ум приходят бездушные патриотические агитки, извечные классические
киноленты, которые хочется пересматривать, а есть еще незаслуженно пропущенные
вниманием зрителя душевные фильмы. О двух таких кинолентах я и расскажу, они
нацелены не показать ужасы войны, а пробудить человечность в каждом из нас,
напомнить о вечном, о тех устоях, которые мы должны сохранять ради мира на
земле.
Но начав писать этот отзыв, на стадии черновика я поняла,
что у меня нет слов для просмотренных двух фильмов. Такие киноленты не
нуждаются в тщательном разборе или анализе, потому что они созданы с душой и
направлены на добро. Поэтому в этот раз это будет лишь небольшое описание и,
наверное, скорее больше рассказ о моих эмоциях после просмотра этих кинолент.
Потому что на самом деле мне просто хочется, чтобы мои читатели тоже занесли в
свой опыт эти прекрасные фильмы, а ничего лучше не может убедить кого-то, как просто
искреннее выражение чувств.
Первый фильм называется «Храброе сердце Ирены Сендлер».
Часто можно прочесть такую характеристику, как женская версия Шиндлера. С чем я
не очень согласна.
Перед нами история Ирены Сендлер, сотрудницы варшавского
Управления здравоохранения, входившей в состав польского подполья
во время Второй мировой войны и арестованной нацистами
за спасение 2500 еврейских детей, тайно вывезенных ею из варшавского
гетто. И если Шиндлер был условно в безопасности, по сути, не рисковал своей
жизнью, Ирен же приходилось по-настоящему приносить себя в жертву, она каждый
день ощущала угрозу для своей жизни, но шла на это, потому что понимала, что
спасенная жизнь даже одного ребенка имеет великую цену.
Фильм не стремится показать какую-то предысторию героини или
военных действий, стремительное начало сразу погружает нас в жизнь еврейского гетто,
где мы изнутри можем увидеть до чего можно опустить целый народ. В данной киноленте
вообще очень хорошо изображены нравы, устои евреев. Народные картины здесь
очень яркие, сильные. Это и совет старейших, это и ужин за столом, это и
принудительная эвакуация. В каждой такой сцене коллективный характер отображен
очень живо и ярко.
О самой Ирен мы узнаем мало, по ходу повествования нам
дают некоторые ключи к ее биографии, но режиссер нацелен отобразить подвиг этой
девушки здесь и сейчас, не размениваясь на затяжные лирические отступления.
Анна Пэкуин («Пианино») подошла на эту роль идеально. Ее
внешность скромной милой девушки прекрасно сочетается с уверенным невозмутим
выражением лица. Актриса играет обычного человека, нет у нее на лице сложных
эмоций, потому что героине некогда распаляться на самокопания и сомнения. Фильм
от этого очень динамичен, сюжет состоит в основном из череды спасений детей,
каждое из которых – рискованное опасное предприятие. Фильм подкупает своей
простотой, все очень жизненно и в нем нет ничего лишнего, никакого
приукрашивания. Масштабность военных фильмов здесь сменяется на отображение единичных
ситуации, потому цель показать храбрость человека в отдельности, и дать понять,
что если каждый будет готов на самопожертвование, то зло можно будет
искоренить.
В финале мы видим реальную Ирен, на склоне лет. Она скажет
удивительные слова:
«Мы и будущие поколения должны помнить человеческую
жестокость и ненависть, которая правила теми, кто сдал своих соседей
в руки врага, ненависть, которая толкнула их на убийство…
Моя мечта — чтобы память об этом стала предупреждением миру
и человечество никогда впредь не повторила той трагедии»
Мир об подвиге
этой праведной женщины узнал только в 1999 году, когда несколько
американских студенток из сельской школы Канзаса готовили информацию
ко «Дню Истории», а преподаватель обратил их внимание на заметку
в газете «Другой Шиндлер» об Ирене Сендлер» за 1994 год.
Тогда в интернете был только один сайт со ссылкой на эту фамилию, поиски привели в однокомнатную квартирку в Варшаве, где проживала героиня. Девчонки написали пьесу «Жизнь в банке», которая с успехом шла на сценах США, Канады и Польши больше 200 раз! Им даже удалось навестить Ирину в Варшаве 4 раза.
Тогда в интернете был только один сайт со ссылкой на эту фамилию, поиски привели в однокомнатную квартирку в Варшаве, где проживала героиня. Девчонки написали пьесу «Жизнь в банке», которая с успехом шла на сценах США, Канады и Польши больше 200 раз! Им даже удалось навестить Ирину в Варшаве 4 раза.
Она даже почти получила Нобелевскую премию, но увы у мира
оказались другие приоритеты. Что ж этот фильм действительно может стать данью уважения
и памяти о таких храбрых войнах тыла, как она.
Второй фильм - "Другая мать", тоже основан на реальной
истории, наверное, потому что придумывать такие истории ни к чему, таких
подвигов было в то время достаточно, осталось только раскрывать их миру.
1942 год. Английский остров Джерси оккупирован гитлеровскими
войсками и на его территории создан лагерь для военнопленных.
Русскому солдату удается сбежать и найти укрытие в доме местной
жительницы Луизы Гульт. Обнаружив полуживого русского в своем доме, Луиза
решает спрятать Федора. В основе сюжета реальная судьба фотографа из Томска Федора
Бурого, которого жительница английского острова Джерси укрывала от
фашистов в годы Второй мировой войны. Сценарий написала внучатая племянница
Луизы Гульд - писательница Дженни Лекот, которая долгие годы собирала материалы
о подвиге своей родственницы. Об этой истории собрали отличный материал
редакторы Комсомольской правды (https://www.kp.ru/daily/26660.3/3680155/).
Но мы будем говорить о фильме. Первое что мне бросилось в
глаза, так это потрясающе подробное отображение английской действительности.
Жизнь Англий и англичан здесь не навязчиво, но очень подробно показана. Это
дает возможность полностью погрузится в образ жизни и мысли тех людей.
Здесь так же, как и в первом фильме нет затяжного начала, но
тут это немного усложнило понимание. Героев главных представляют очень скупо, в
некоторых отношениях между героями я долго не могла разобраться. Это, наверное,
единственный минус, так сказать сценарные дырочки.
Фильм, с одной стороны, даже более давящий и мрачный чем
первый, тут нет места слезам, здесь скорее глухая ноющая боль, но режиссер
украсил его все-таки многими жизнерадостными моментами, которые разбавляли
гнетущую атмосферу. Получился такой жизнеутверждающий баланс.
Очень красивы пейзажи, украшенные приятной музыкой. В этом
плане фильм так же очень гармоничен.
Дженни Сигроув, которая сыграла главную героиню, тоже
показана как простой человек без геройских задатков. Отчасти в ее поступке есть
и немного корысти, что не скрывается в фильме. Она заглушает свое горе этим солдатом,
ищет компенсацию за потерю сына. Но когда приходит время настоящей опасности
для Федора она готова его отпустить. В этом и будет заключаться главная ее
жертва. Это фильм во многом о выборе. О том есть ли он вообще в такой
критической ситуации, как война. И, конечно, речь идет о том, что такой выбор
определяет нас, как людей.
Финал фильма очень обманчив. На секунду он дарит надежду, но
затем отнимает ее. Мир так устроен, что в жестокие времена нет места таким
светлым чудесам. Их может сотворить только сам человек. Фильм заканчивается на
пронзительной ноте, и оставляет после себя горечь и тяжелое послевкусие.
Я только в общих чертах смогла рассказать об этих двух
кинолентах, но думаю в связи с грядущим праздником победы, эти два фильма могут
отлично скрасить эти дни, помогут напомнить о вечных ценностях. И вообще мне
кажется вспоминать о таких людях, как например эти две храбрые дамы, и
продолжать распространять их историю другим, это меньшее, что мы можем сделать.
Комментариев нет:
Отправить комментарий