Постоянные читатели

среда, 16 мая 2018 г.

Само совершенство


Танец, особенно балет, это обманчивое искусство. Его красота завораживает, восхищает, и редко мы задумываемся, что стоит за идеалом. Мне кажется, фильмы про балет, это тот случай, когда стереотипы должны включаться в игру. Потому что порой они оказываются правдой. Адский труд до крови, жесткая борьба за то, чтобы быть в луче славы, стремительно надвигающийся срок, когда ты уже не будешь востребован, хотя по возрасту вся жизнь впереди. Все эти темы и мотивы так или иначе обыгрываясь в кино про танец вызовут эффект доверия у зрителя, чувство, что он знает тайны закулисья.



Родиной балета невольно стала наша страна, и когда я узнала о фильме «Большо́й» режиссёра Валерия Тодоровского ("Стиляги"), я загорелась желанием его увидеть. Мне казалось, что показать жизнь нашего балета — это прекрасная идея, тем более что это можно привлечь современного человека вновь обратить внимание на это искусство и испытать гордость за величие его воплощения именно в России. Но предваряя общие оценки я скажу – я претерпела разочарование.

На экране развернулась история восхождения молодой провинциальной девушки на сцену Большого театра благодаря своей наставнице. Фильм показывает путь одной девочки из провинциального запущенного городка к подмосткам Большого. Это, по сути, история Золушки, только героиня здесь вызовет мало ассоциации с этим персонажем, но об этом позже. Желание скомбинировать блеск столичного балета с нищетой шахтерского городка ставит режиссеру подножку. Кинолента вступает на путь социальной тематики и забывает, что она о танце.



Первоначально фильм Большой должен был выйти, как сериал, но при работе над картиной продюсеры сначала выпустить версию для кинотеатров, которая на целый час была урезана. Сейчас у нас есть возможность увидеть и сериальную версию длинною в три часа, отличающуюся тем, что история показана в хронологическом порядке, так как для кинотеатров версия была сделана смонтированной с перемещениями то в прошлое, то в настоящее. Своими ходами фильм очень предсказуем, а социальный план ставит его в ряд избитых и затертых до дыр картин о несчастных судьба несчастных девушек. Картину могла бы спасти мощная любовная коллизия, но даже эти линия были просто выброшены в помойку, оставшись абсолютно без развития.






Главная героиня, которую кажется нужно пожалеть и восхитится ее упорством вызывает лишь негативные эмоции, при чем с самого начала. Разного рода удачи валятся на девочку неоднократно, а она весь фильм ходит с недовольной миной, будто весь мир ей задолжал. Она бесспорно талантлива, но все же в жизни одного таланта недостаточно. В ней нет никакого стремления, она словно по инерции движется вперед, все время вокруг всех обвиняя, и забывая, что она тоже имеет обязанности. При виде такого характера на экранах фильм становится смотреть тяжелее, потому что нет эффекта участия, не хочется проявить внимание к героине. Все остальные характеры вокруг были интереснее, чем главная героиня.

Самым большим минусом для меня было то, что в киноленте совсем мало танцы. Показана много тренировок, однообразных, бессмысленных, а вот настоящего танца здесь почти нет. Один номер подготовили и на том спасибо. Героини как будто готовятся к Олимпийским играм, а не к исполнению лучших балетов в мировой музыке. И для Юли, кажется, нет разницы, кого танцевать – Аврору из «Спящей красавицы» или Одетту из «Лебединого озера». Хотя на съёмочной площадке были задействованы более 70 профессиональных артистов балета. И более того на главных ролях были настоящие балерины, так как режиссер посчитал, что ни одна актриса не сможет добиться совершенства Большого. Только вот танца то здесь как раз мало, а вот играть нужно много. И с этим балерины справляются с трудом.



Коммерчески, этот фильм один из самых провальных картин последних лет. Он почти не окупился. И я не удивлена. Это не так картина от которой замирает сердце. А наоборот фильм после которого хочется хорошенько отмыть себя в душе. Может единственный плюс этого фильма в том, что балерин показали такими же обычными людьми, как и все. Только вот я считаю, что те, кто попали в балет не могут быть обычными. Обидно, что наш русский балет можно было показать лучше, ярче, роскошнее. Этот фильм – упущенная возможность рассказать историю русского балета, раскрыть секрет его величия.

Часто видела в отзывах на этот фильм сравнение с «Чернымлебедем» режиссера Даррена Аронофски («Реквием по мечте»). Причем меня удивляли эти патриоты, которые провозглашали, что вот мы показали, что можем ничуть не хуже снять про балет. От таких комментариев хочется смеяться. Потому что «Черный лебедь», по моему мнению, один из шедевров кинематографа, раскрывающий балет с тонкой психологической стороны. Это фильм о постижении образа танцором и постижения себя, своих возможностей.


Сюжет рассказывает о том, как старательная балерина Нина готовится к премьере "Лебединого озера", получив в постановке партии обоих лебедей. Проблема в том, что, согласно замыслу режиссера, для роль Черного лебедя отличнице Нине надо разбудить свою темную сущность. Что она с успехом и делает.



В фильме сведены воедино традиционные для романтизма темы — двойничество, вторжение спектакля в жизнь актёров, физическое превращение героя в свою противоположность, и все это приправлено психоанализом. Фильм вынуждает искать знаки, вглядываться в него. Картина наполнена символами, и многие из них можно увидеть только при повторно просмотре, как случилось в моем случае. Кинолента начинает держать в напряжении с первых секунд и с первых нот вариации композиции из нетленки Петра Ильича Чайковского «Лебединое Озеро». И не отпускает до самого финала.






Никаких балерин на главных ролях. Такие роли могут сыграть только настоящие актрисы, готовые провести сложнейшую работу по вживанию в роль. Главные роли в фильме исполняют Натали Портман и Мила Кунис. Портман и Кунис полгода посвятили работе над своими ролями. Им нужно было сильно похудеть и научиться балетной пластике, чтобы выглядеть убедительно в качестве профессиональных танцовщиц. У обеих актрис были дублёрши с профессиональной подготовкой в области классического танца, однако и самим актрисам пришлось овладеть азами балетной техники, так как время от времени съёмку приходилось вести крупным планом. Поэтому обе занимались танцем по 8 часов в день. Это вызывает огромное уважение. Ко всему прочему, когда видишь с экранов еще и блестящую актерскую игру. Не зря Портман получила Оскар за эту роль, сыграть такой излом не каждому по силу.




Отдельно хочется сказать про цельность самой картинки, чего не хватило нашему фильму. Здесь все в мелочах, в деталях. Цвет и свет играет также не маловажную роль. Ко всему прочему большую роль играет операторская работа, которая обращается на себя внимание. Камера, переходящая от плавного движения к езде на американских горках, неожиданные ракурсы и сложная техника съемки танца, когда камера направлена только на одного участника и находится в центре событий. Камера живет вместе с персонажем. И ко всему прочему операторская работа дает ключи к разгадке фильма.



Кинолента поражает своей контрастностью, это тот самый нужный эффект. С одной стороны это красота танца, эстетика балета, а с другой – отвращение от изнанки этого мира, где балерина доводит себя до психоза в желании быть безупречной на сцене. Сравнивать этот фильм с нашим просто непростительно. «Большой» — это фильм для телевизора, простая бытовая зарисовка в балетных декорациях. «Черный лебедь» —  шедевр, который не может оставить равнодушным никого.


Сначала в моих планах было остановится на сравнении этих двух картин. Но оказалось, что у меня есть кое-что на десерт для вас. Мое сердце трепещет, так как этот фильм не отпускает меня, и мне хочется делится им со всеми. А говорю я киноленте «Танцовщица» (фр. La Danseuse). 


Эта драма основанна на биографии американской танцовщицы Лои Фуллер, которую считают прародительницей танца в стиле модерн. Биография получилось очень вольная. Режиссер Стефани Ди Джусто, представившая свой дебютный фильм «Танцовщица» в Каннской программе в этом году, за тщательным соблюдением исторической правдивости особо не следила. Взяв за основу основные вехи биографии Фуллер (работала травести-актрисой, бежала из Америки во Францию, выступала в варьете «Фоли-Бержер» и театре «Гранд-Опера», была знакома с Айседорой Дункан), со своими соавторами она написала довольно вольный сценарий, наполнив его страстями такой силы, что фильм иногда невыносимо смотреть.

Я, как зритель, чувствую, что не смогу выразить весь восторг, который я испытала при просмотре. Удивительно, но в социальном плане картина не уступает нашей, то здесь все тонко переплетено с искусством. Это картина об упорстве и титанических усилиях, сопутствующих достижению цели. О сбитых в кровь пальцах и мускулах танцовщиц, о лжи и предательстве ради любви к искусству, об интригах инженю и сумасшедшей силе воли. И все это о творчестве.



Поражает работа актрисы, рискнувшей играть такую роль. Певица Стефани Соколински, взявшая псевдоним Соко, вжилась в образ несколько странной, не слишком красивой и чуть полноватой танцовщицы так, что от ее игры сложно оторваться. Ради достижения точности и плавности танцевальных движений Соко занималась с хореографами ежедневно по шесть часов в течение месяца, зато эти занятия позволили ей выполнить все номера своей героини без дублерш. Когда видишь, что стоит за таким изящным танцем легкой бабочки: а именно больная спина, синяки по телу, слепота, то восхищаешься тому, как сама актриса это стремилась так же пережить.

Здесь в сюжете сильны и психологические моменты, и любовь, такая разная и сложная, но самое главное — это танец. Поставлено несколько номеров, но все они безупречны изображены, я плакала от восторга, почти соединяясь чувствами с теми, кто когда-то также видел это впервые.


 Для меня это безупречный фильм, любовь к которому мне не выразить всеми словами мира. Мне хотелось бы, чтобы как можно больше людей обратили внимание на эту киноленту. Она многому учит, в главную очередь, упорству и вере в себя, а также она окрыляет вдохновением, дарит тот самый катарсис, являющийся мерой любого искусства.

Комментариев нет:

Отправить комментарий