Постоянные читатели

пятница, 30 июня 2017 г.

Писатели тоже хотят кушать... или чего-то большего

"Американские боги" — одно из самых известных произведений Нила Геймана . Это роман о богах, привезенных в Америку людьми из разных уголков мира, почитаемых, а потом забытых. В романе «Американские боги» смешиваются элементы американской культуры, фэнтези и различные переплетения древней и современной мифологии.
Гейман уже не раз экранизировался, и всегда с размахом. Ведь писатель действительно самобытен и интересен современному читателю. И вот буквально совсем недавно завершился первый сезон сериала по этому роману. Но прежде чем попытаться оценить, что же мы, зрители, получили на выходе, я хотела бы поделиться своими впечатлениями о книжном первоисточнике, чтобы быть честной.
Когда я только начала читать книгу, я была в диком восторге, мне казалось, что это нечто многообещающее, что я после прочтения буду советовать ее всем вокруг. Что ж, к середине я потеряла это чувство, зато приобрела привкус скукотищи. А в конце книги я и вовсе ощутила разочарование. Мне это напомнило мое неудачное знакомство с произведением Стивена Кинга «Под куполом», много буковок, тягучая интрига, где ты читаешь только ради конца, в надежде на последних страницах окунуться в эпик, а в конце рвешь на себе волосы из-за потраченного времени. Сложилось ощущение, что подобные книги размером в 600 страниц пишутся ради денег. Чем больше слов написано, тем больше заплатят. Именно поэтому на сериал я возлагала большие надежды, я надеялась на реабилитацию.
Однако когда я узнала, что в кресло режиссера будет втиснут второй человек, сам Нил Гейман, я снова вспомнила историю уже с сериалом по той же книге Кинга. Сначала кажется, что автор пользуется шансом показать альтернативную версию своего произведения, но вскоре понимаешь, что на самом деле он просто хочет получить еще больше прибыли. Думаю, именно поэтому выбирается сериальная форма: это же долгосрочный контракт со зрителями и фанатами, которые уже начали смотреть и вряд ли смогут легко и просто бросить.
Ну, теперь непосредственно от пространных мыслей перейдем к тому, что мы уже можем оценить после первого сезона. И заранее оговорюсь, что все, что будет высказано ниже, только мое мнение, поэтому прошу, если вы не согласитесь со мной, пишите об этом в вежливой форме, я на самом деле рада буду всем мнениям.
Начну с подобранного каста и героев в целом. В книге, по сути имеющей некую форму дорожного путешествия, есть два главных героя: Среда и Тень.
На роль первого выбран Иэн МакШейн («Пираты Карибского моря: На странных берегах», «Геракл»), и он просто жемчужина этого сериала. Знайте, так бывает, что актер настолько сливается с ролью, что ты понимаешь, что никто другой не может быть на его месте. Он своим обаянием очень многое вытягивает. Хотя не совсем понятно, зачем так рано раскрывать его не совсем чистые помыслы.
Все остальные роли подобраны очень удачно, очень многие герои раскрыты намного больше, чем в книге, мне это очень понравилось. Боги, которые появлялись в книге максимум на пару глав, здесь имеют больший вес, каждый из них намного большая по значению частичка паззла, чем в первоисточнике.
Но вот сказать положительно о роли Тени я не могу. Ничего плохого не могу сказать про Рики Уиттл, так как впервые его вижу, а из фильмографии у него несколько сериалов. Однако по непонятным причинам актеру не удалось стать книжным героем. Тень, которого полюбили за его сдержанность, невозмутимость перед хаосом, который творился, некую даже безрассудность, стал сопливым громилой, который постоянно кричит, возмущается и порой просто раздражает своими всплесками так, что хочется его по щекам нахлестать. Книжный Тень был чудесным, потому что его, обычного человека, втянули в сумасшедшее приключение, а он оставался спокойным и уравновешенным. И всегда был честным и принципиальным, у него были моральные устои, и они были четкими. Новый Тень двуличен, будто к книжному попытались прикрепить те черты характера, которые не могут быть совместимы, и актёру приходится раздваиваться, бороться с самим собой. Да и сценаристы не уделяют персонажу особого внимания, часто он просто терялся на фоне всего размаха происходящего. И пусть у Геймана главный герой был поначалу слегка невыразительным, но его характер сразу проявился, и вся история крутилась только вокруг него, ведь все решающие события происходят вокруг именно него, а не Среды.
Наряду с этим разочарованием, есть еще одно, из-за которого многие могут отвергнуть мое мнение в целом. Я абсолютно не согласна с выбором на место шоураннера (и сценариста) Брайана Фуллера вместе с большей частью команды, которые дружно работали когда-то над Ганнибалом. Последний мне очень нравился, безусловно, от него я получила безграничное эстетическое удовольствие. Но то, что применимо в одной истории, совсем не сработало для меня в этой.
Мне совсем не понравились потоки крови, порой выглядящей прямо бутафорской, и чересчур мерзкий натурализм. Меня просто вымораживало бесконечное слоумо, если бы я играла на выпивание, смотря этот сериал, и пить нужно было на слоумоу, я через 20 минут сериала уже была бы пьяна. Если в Ганнибале и были так сказать спецэффекты, они смотрелись очень органично. А тут произошла какая-то беда. Разнородность стилей это еще ладно, многие спецэффекты выглядят ну просто нелепо. Знаете, как раньше делали фон, а на него потом накладывали картинку, вот с чуть большим качеством порой некоторые сцены как раз выглядели так вот неестественно, неуместно. Конечно, это не происходит в каждом кадре, были очень красивые сцены, но в целом визуально, я считаю, неверным было придерживаться такой подачи картинки. Книга являла тонкую грань между настоящим и «магическим», все сплеталось органично, ты даже не замечал этого другого мира порой, а тут как ударит что-нибудь по глазам, и сразу аж передергивает, настолько это выглядит чужеродным. И еще раз повторюсь – слоумо в этом сериале просто зло, и так повествование не очень динамично по своей природе, так еще каждую сцену растянем, все покажем в подробностях, капельки крови там, или вот кто-то там летит от удара куда-нибудь, зачем это – непонятно, эпичности не прибавилось от этого.
Но я все о плохом и плохом. Что-то же мне должно было понравиться. Да, есть такое, а именно сюжетные решения. Во-первых, спасибо большое, что книгу не забыли приблизить к нашей реальности, так, например, у нас тут появляются вейперы. Во-вторых, сюжет расширяется, несмотря на то, что по книжной линии движется смутно. Вообще от книги и в плане сюжета тоже осталось мало, но для меня это хорошо, хотя те, кому очень понравилась книга, могут и не согласиться с таким поворотом событий. А я вот рада, что часто занудное путешествие разбавили множеством побочных историй. Кстати, огромный плюс сериала в том, что все несвязное, недосказанное, брошенное автором в книге на полпути здесь раскручивается по полной. Так вот интермедии, например, в книги были для меня самыми интересными местами, но они никак не были обоснованы, откуда они взялись, сериал также делает еще больший упор на историю богов, от чего я просто в восторге, но так же, наконец, дает логичное обоснование наличию всех этих историй.
И еще раз повторюсь, что сюжетно сериал будет очень далек от книги, к примеру, нас уже в первом сезоне познакомили со всеми героями, которые должны были еще долго не появляться в действии. Думаю, что касается работы над сюжетным планом, Гейман все-таки воспользуется шансом доработать книгу в лучшую сторону. И я себя наивно тешу надеждами на полное изменение финала, мне не хочется вновь испытывать это чувство опустошенности и жалеть о потраченном времени.
В принципе, во многом сериал и ориентирован на тех, кто знаком с первоисточником хотя бы отдалённо. Потому что для рядового сериаломана повествование идёт отрывисто, перескакивая с истории на историю. Часто в комментариях к сериям, которые я внимательно отслеживала, чтобы увидеть общую картину мнений, люди, не читавшие книгу, в панике писали, что просто не понимают, что происходит. И в данном случае, все-таки, если вы еще не смотрели сериал, но собираетесь, вам нужно прочесть первоисточник, хотя бы для того, чтобы адекватно оценить работу, проделанную над сериалом, и прочувствовать всю атмосферу мира, где боги и люди – одно целое. Тем более что автор вкладывает и достаточно много морали в историю, как минимум он призывает взглянуть на нас самих, как живем мы, что есть вера вообще. Так что сначала читайте книгу, от этого зависит успех восприятия любой экранизации.

Комментариев нет:

Отправить комментарий