Постоянные читатели

вторник, 8 ноября 2016 г.

Когда книга и фильм, как две половинки одного целого


«Комната» Эммы Донахью, вышедшая у нас в стране около пяти лет назад, поднимает тему, которая не может оставить равнодушным ни одного читателя. Перед нами открывается мир глазами ребенка, который родился и прожил всю свою пятилетнюю жизнь в загадочной комнате, и для него она весь мир. А вот для его матери это не так. Его мать пленница этого места, и все о чем она мечтает - это сбежать от маньяка, который когда-то заманил ее в эту комнату.
Идея книги основана на реальной истории о пятилетнем Феликсе, одном из детей в рамках так называемого «дела Йозефа Фритцля». Фритцль долгие годы держал в подвале собственную дочь, которая родила от него семерых детей, включая Феликса.
В 2015 году на экраны вышел одноименный фильм, который, однако, не указал в титрах то самое «по роману». (По крайней мере, мной этой надписи не было замечено) Соответственно многие отзывы на киносайтах явно дают знать, что люди даже не представляют, что это экранизация. Что ж я хочу рассмотреть эту киноленту именно с позиции читателя, поэтому не смогу избежать некоторых спойлеров. Прошу если вы не читали, то опасайтесь последующих строк.
Как и книга, фильм делится на две части. В комнате и за ее пределами. Первая часть киноленты точная сюжетная копия книги. Не упускаются даже самые трогательные моменты, где, например, ребенок впервые встречает другую жизнь, мышонка. Но вот что интересно, фильм в данном случае явился отличным дополнением к книге. В произведении все происходит от лица ребенка. Мы мало что можем понять о его маме, да даже не сразу понимаем, что это за комната такая. Фильм приоткрывает эту завесу. Мы сразу осознаем, что что-то не так. А еще мы можем видеть мать Джека. Ее мимику, движения, слышать интонации. Тем самым именно в фильме ее характер раскрывается полнее.
Так как в книге мы видим все глазами ребенка, нам все время кажется, что они чем-то заняты, создается некая динамика с помощью диалогов и глаголов. Фильм показывает, что разнообразие занятий на самом деле обманчиво.
Отдельным пунктом хочется отметить удивительную работу над визуальной картинкой, ведь комната действительно кажется большой, наполненной. В конце фильме мы увидим комнату снова, но уже совсем другой, и вместе с ребенком удивимся, как она казалась нам такой объемной.
Так же как нам раскрывают внутренний мир мамы, тоже самое делают и с пленителем. Мы видим его лицо, ему дают намного больше раскрыться. Где-то даже мелькают мысли, что он тоже человек, а не монстр.
Вторая часть книги в основном проходит в больнице. В дом к Ба мальчик попадает под самый конец. Фильм решает изменить это и почти сразу отправляет мать с ребенком домой. Что если честно снимает долю правдоподобности. Девушка провела около семи лет в заточении, ребенок никогда не видел внешний мир. И их так легко отпускают домой. Ну, с натяжкой этот момент можно принять.
На самом деле многие моменты адаптации были упущены, у книжного Джека много проблем: обувь, которую он никогда даже не видел, первая простуда, поход в магазин. В фильме главное – это проблема общения. Но и в ней фильм не достаточно правдоподобен, мне кажется. В книге люди вокруг Джека, тоже сталкиваются с вопросом, а как с ним общаться. Они его не понимают, даже та же бабушка, совсем не такой ангел, как в фильме.  В фильме нет острых углов, все движется к относительно счастливому концу, упуская моменты, когда люди не знают, как справляться с проблемой Джека.
Как в книге, так и в фильме не очень понятны некоторые дальнейшие поступки главной героини. В фильме мы можем подумать, что это так сказать посттравматический синдром. Однако в книге есть момент интервью, который в киноленте не раскрыли до конца, хотя я считаю, что стоило его передать полностью. Так как именно там девушка заявляет, что осознает, что она не одинока в такой проблеме, что она понимает, что то, что она и ее ребенок живы - счастье. Но в фильме видимо решают добавить драматизма, ну и, упуская этот момент, как то пытаются объяснить мотивировку ее страданий. Напоминаю, в книге все происходит от лица ребенка, тем самым автор снимает вопросы, что же в голове у это девушки, после того что она пережила.
Последнее, что хочу отметить по сюжету фильма это то, что не хватило флешбэков. Когда герои освобождаются, к читателю начинает протекать информацию о прошлом. Очень хотелось увидеть некоторые моменты, связанные с жизнью до спасения.
Все вышесказанное не является критикой. Это размышления, возможно просто желания зрителя и читателя. Учитывая, что сценаристом заявлена только сама писательница, значит, все это было ею и создано, значит, так она увидела свою книгу на экране.
Сам по себе фильм мне очень понравился, он вызвал во мне должную эмоцию. Отдельно хочется отметить игру актеров, играющих Ма и Джека.
За эту роль Бри Ларсон («Мачо и ботан», «Игрок») получила награду «Оскар» 2016 года за лучшую женскую роль. Актриса Бри уединилась на целый месяц и села на строжайшую диету, чтобы лучше понять психологическое и физическое состояние Ма и Джека. Как впоследствии заявила Бри Ларсон, она специально не умывалась во время съёмок, чтобы на экране было видно, что это отнюдь не грим и не макияж. И это все говорит о тяжелой настоящей работе над своим образом. У нее полностью получилось воплотить характер девушки, которая живет из последних сил, девушки, которая потерялась внутри себя давным-давно, девушки, которая стала матерью и обрела в этом смысл жизни.
Но еще больше меня поразила игра ребенка. Маленький Джейкоб Тремблэ играет проникновенно и правдиво на сто процентов. Удивительно как обычный ребенок может вжиться в роль настолько, чтобы сыграть совсем другого ребенка, который никогда не видел внешний мир. Нужно обладать врождённым талантом, чтобы передать всю непосредственность и в тоже время трагичность внутреннего мира Джека. Я искренне надеюсь, что Джейкоб играл осознанно, понимал, что в душе его книжного прототипа.

Что же мои рассуждения подходят к концу. Я бы сказала, что в них преобладает субъективное, но без этого об этой истории говорить невозможно. Удивительно, но многие отрицательные отзывы об этом фильме, сразу выдают человека, который не читал книгу. Поэтому однозначно это та история, где книга и фильм это одно целое. Они дополняют друг друга. И такой тандем мне по душе, мне кажется, именно такой органичный союз всегда выдаст хороший кинопродукт.

Комментариев нет:

Отправить комментарий