Постоянные читатели

вторник, 27 сентября 2016 г.

Госпожа и господин Бовари

«Госпожа Бовари́» (фр. Madame Bovary) — роман Гюстава Флобера, впервые напечатанный в 1856 году. Это произведение принесло автору настоящую скандальную славу, он даже был привлечен к суду за оскорбление морали, а выиграв дело и уже опубликовав книгу, так как до этого история была напечатана лишь в журнале, вписал себя в историю мировой литературы.
Читателя во все времена будет привлекать тема, которую выбрал Флобер: женская измена.  Он погрузил нас в грязное белье одной французской семьи, предоставив судить нам женщину, которая покусилась на священные узы брака. Мне кажется по сей день, измена мужчины не вызывает такой бурной реакции, как данное преступление совершенное женщиной, которая всегда по канону должна терпеть и уживаться.
Конечно, у меня чешутся руки раскрыть не читавшим, как обстояли дела у данной супружеской пары, да и высказать свое мнение хотелось бы, но я сдержусь и обращусь сразу к экранизациям.
Так как тема актуальна во все времена, то и фильм по данному роману снимали не раз и не два. Я выбрала три ближайших по времени к нам. Так что если вдруг так сошлись звезды и вы недавно прочли эту книгу и не знайте, какой фильм посмотреть, или наоборот решили начать с фильма и не можете определиться с выбором, и наткнулись на мою статейку, надеюсь, я помогу вам выбрать. Мои же критерии оценивания в этот раз будут опираться на приближенность к тексту.
Первый  выбранный мной фильм был снят в 1991 году на родине автора - Франции. Режиссером выступал Клод Шаброль, к сожалению, с его творчеством я, никоим образом, ни разу не соприкасалась.
Кинолента вышла колоритной, все - таки Францию проще передать в самой Франции. Хотя мы все понимаем, что богатство картинки в этом фильме в любом случае будет уступать последующим из-за тех же технических обработок картинки. Но зато у фильмов конца 20 века больше внимания к деталям, больше атмосферности.
На этом плюсы закончились. Для меня. Нет честно фильм неплохой, но вот именно что и отличным его я не назову. Сначала бросилось в глаза, что выпущена вся история Шарля Бовари, которая имела большое значение в его семейной жизни. Да еще и актера взяли на его роль откровенно говоря старого. Все-таки Шарль был молодым лекарем, а не дяденькой с бородой. Все это заставило насупить брови прямо с самого начала фильма.  
Эмму Бовари играет Изабель Юппер («Моя маленькая принцесса», «Пианистка»). Я прочла много похвальных отзывов ее игре, но я другого мнения. Ее героиня все время плакала, но я честно не припомню, чтобы мадам Бовари позволяла себе столько слез. В книжной героине не было столько рефлексии, да она скорее жалела себя несчастную, но не рыдала по поводу содеянного без остановки. Именно от того, что глаза у актрисы были на мокром месте слишком часто, в конце я не испытала жалостливых чувств к ней, хотя уверенна именно такого эффекта ожидал режиссер в итоге.
Отмечу большим плюсом финальную сцену, как раз в ней актриса будто бы и проснулась, хоть и с опозданием, и создала нужное конечное впечатление.
Но опять же видимо на потребу жалости, в конце режиссер не пишет, как действительно закончилась история семьи Эммы, чтобы мы жалели главную героиню.
Через девять лет на экраны выйдет новая версия уже от английского канала BBC. И в этой экранизации не осталось ни капли Флобера, из сюжета его просто выжали. Поэтому я рекомендую смотреть этот вариант только при следующих условиях:
  •       Вы прочитали книгу, и вы полностью на стороне главной героини.
  •       Вы читали книгу и смотрели раннюю экранизацию и хотите увидеть что-то новое.
  • .      Вы не собираетесь читать книгу.

Все по той же схеме. Шарль не значительное лицо, нам же суют вновь несчастную Эмму Бовари. Только в этот раз сдабривают это все хорошей такой эротикой, ну и меняют некоторые моменты, чтобы драмы было больше. Концовку урезают, дабы сделать акцент именно на госпоже Бовари. В итоге фильм получается оригинальным, на потребу зрителю, а все флоберовские смыслы выкидываются напрочь. Хотя стоит отдать должное режиссеру Тиму Файвеллу ( «Женщина в белом» ), он однозначно пытался переосмыслить роман и открыть причины поступков госпожи Бовари. Но он называет их так много, видимо отчаянно желая надавить на эту больную тему несчастья женской судьбы, что перебарщивает.
Да и актриса Фрэнсис О’Коннор («Как важно быть серьезным») прекрасно справилась с ролью, написанной ей по сценарию. А в мужских ролях такие актеры, просто ах, тут вам и Хью Бонневилль( «Аббатство Даунтон»), и Хью Дэнси( «Ганнибал»).
Но, конечно, в моих словах больше восторженности, чем недовольства, лишь потому что я выполнила одно из условий написанных выше. Предчувствую свое негодование, если бы посмотрела этот фильм сразу после прочтения. Хорошо, что этого не случилось.
И вот мы подошли к экранизации, которая увидела свет буквально два года назад в 2014 году. Режиссером выступает женщина, у нее нет больше каких либо значительных работ. Первое с чем я столкнулась так это с невозможностью найти эту версию с хорошей озвучкой. А потом и выяснилось, что у нас в стране этот фильм не показывали. И хорошо! Я сначала расстроилась, но теперь рада, потому что надеюсь, что плохая озвучка оттолкнет потенциального зрителя. Потому что смотреть этот фильм невозможно. Ничего нового не привнеся в свой фильм, режиссер просто искромсала Флобера, выпустила все ключевое, хотя хронометраж у фильма большой, и в итоге оставила глупый гимн феминизму. Понятно, общество у нас современное, но книга то о другом времени. Опять госпожа Бовари страдает, ее кстати играет очень мне симпатичная актриса Мия Васиковски(Алиса в стране чудес, Джейн Эйр), но она вообще рядом не стояла с Эммой Бовари. Ее невинное лицо светится благочестием, какие уж тут страсти души. Снова делают акцент на скуку, причем утрируя это донельзя. Но больше всего меня злит тенденция, развивающаяся с самого первого фильма и достигшая пика здесь – полное игнорирование Шарля Бовари и искажение его личности, в угоду жалости к его жене. Что за мода такая, что у второго, что у этого фильма делать акцент на потере девственности Эммы. У Флобера не было даже намеков на плохую сексуальную жизнь пары. Да и вообще пихают везде этот разврат, а у автора все было так тонко, полунамеками. А тут как они не выставляют Бовари жертвой, только сексом своим они показывают, что ей только одно и нужно было и чести это не делает. В общем, отвратительная экранизация, которую я вас призываю обходить стороной.
Время выводов. Откровенно говоря,  я не стала бы советовать ни одну из экранизаций. Как я прочла в одном отзыве: не умеют Флобера снимать. Полностью соглашусь, слишком много современного пускают в киноленты режиссеры, совсем забыв про условие времени. Но если в вас все-таки горит сильное желание оживить картинкой образ госпожи Бовари, то я посоветовала бы первый фильм. Хотя господина Бовари вы не увидите ни в одном фильме таким, каков он есть на самом деле, а ведь он на самом деле безмерно любил свою жену и никогда не был с ней холоден. И не было дело в интиме, и не было дело в его матери, и не было дело в беспросветной скуке, дело было в Эмме Бовари, которая просто была страстной душой, и жила в то время, когда не могла получить развод.

Так что, чтобы действительно соприкоснуться с Флобером, читайте книгу. В этом заложен успех восприятия любой экранизации.

Комментариев нет:

Отправить комментарий