Постоянные читатели

понедельник, 16 апреля 2018 г.

"Второй пол"


Наверное, не каждый задумается о том, что женщины — это тоже меньшинство. Ведь нас вроде и количественно больше, и права у нас сейчас есть. Но незаметное угнетение и подавление продолжает процветать, женское тело становится рекламным объектом, женщина всегда остается уязвимой перед сильным полом, который зная это порой пользуется своими привилегиями. Поэтому так важно и для женской половины человечества, и для мужской иногда задумываться об истории вопроса взаимоотношений двух сил, которым природа определила быть в тандеме.

А история это страшная, не менее страшная чем рабство цветного населения планеты или крепостное право. Очень ярко это отражает фильм «Суфражистка», рассказывающий о предпосылке к поворотной точке в отношениях между мужчинами и женщинами. Фильм посвящён движению суфражисток, добивавшихся избирательного права для женщин, которое зародилось в Великобритании в конце XIX века.



Можете ли Вы представить, неважно какой у Вас пол, что вы никто? Что у Вас нет никаких прав, что Вы просто вещь. Вроде живете, функционируйте, но сами себе даже не принадлежите. А если ты еще и женщина, та которая дает жизнь, в том числе и мужчинам, то такое положение кажется еще страшнее. Но именно так жили даже богатые дамы до 20 века. Фильм не раскрученного режиссера Сары Гаврон, показывает положение женщин так, чтобы все понимали, что бунт был неизбежен. Она не избегает физилогичности, картина подробно показывает, как женщина выполняли не человеческую работу и не считались при этом за людей. В наше время ударить женщину преступление – в то время это словно пнуть бездомную шавку – за это ничего не будет. Эти моменты в картине не показаны как нечто феминистически навязанное, а наоборот, как реалии простые, от которых и бровью тогда не вели. И эта обыденность и заставляет зрителя испытать состояние некоего шока. Не буду отрицать, что порой режиссер явно хочет сгустить краски, но делает это очень убедительно, не взывая недоверия.

Симпатичен тот факт, что главная героиня, которую играет Кэри Маллиган («Великий Гэтсби»), показана не как в априори борец за права женщин. Она обычная среднестатистическая женщина из бедного класса, имеющая семью и тяжелую судьбу, которая скрыта в подтекст фильма. И нам показано развитие мысли женщины, осознающей чудовищность своего положение и обретение вдохновенной веры, что по-другому жить можно. 
В противовес этому развитию показаны страшные карикатурные эпизодические персонажи женщин, которые травят своих же подруг по несчастью. Выбор быть покорной рабыней здесь показан как абсолютно абсурдный и агрессивный. Эти женщины верят в свое бессилие, и из страха дать отпор мужчинам нападают на тех, кто бесстрашно готов бороться за всеобщую свободу.
На вторых ролях были не менее яркие личности такие, как британка Хелена Бонем Картер и в небольшой роли неподражаемая Мэрил Стрип. Последней было непростительно мало в кадре, что, конечно, немного печалит.

Сюжет фильма не обладает динамикой, так что, если не настроится на определенный рефлексивный лад очень легко заскучать. Это фильм не для праздного просмотра, он вынуждает посмотреть на самого себя, на свое положение и отношение к другим.
Это фильм-борьба и ее нужно проживать вместе с героинями. Списки в конце сюжета стран с датами, в которых дали женщинам равенство прав, весьма удивляют, а некоторые обескураживают. Саудовская Аравия, которая в 2011 году «пообещала дать женщинам право голоса» с 2015 года. Это наше время, наш век, и такие киноленты снимаются не ради разведения скандала на почве феминизма, а ради привлечения внимание к проблеме, которая всем кажется исчерпанной.

Все чем этот фильм Вас удивит это лишь откровенностью и смелостью. Здесь нет яркой музыки, антураж эпохи выдержан хорошо, но не привлекает внимание, пиковые сцены разбросаны по сюжету так, чтобы внимание зрителя постоянно фокусировалось спустя какой-то отрезок слегка пустого повествования. Но все это фон, о котором почему-то говорить много не хочется. Это тяжелая драма не для всех. Но она стоит просмотра ради тех эмоций, которые проживаешь вместе с этими женщинами. В нем нет излишнего оптимизма, здесь все так как оно есть в жизни. Для осознания того, что все это не выдуманная история в конце пускают хронику и зритель видит живые женские лица, готовые на жертвы ради свободы. Это история о классе, об общественном и историческом срезе эпохе, но также это история о всех нас.




Однако мы знаем, что миру по какой-то причине всегда нужны угнетенные. Человек стремится подавлять другого человека насколько бы не был цивилизован мир. Еще один, но показывающий проблему в другой тональности, фильм – «Скрытые фигуры». Это биографическая драма режиссёра и сценариста Теодора Мелфи, созданная в тандеме со сценаристом Эллисон Шредер. В основу сценария легла одноимённая документальная книга Марго Ли Шеттерли, работа над которой началась в 2010 году и продолжалась до 2016 года. В картине рассказывается о трёх афроамериканских женщинах-математиках, которые работают в Национальном управлении по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА) во времена космической гонки.


Но вот как раз этот фильм я бы не назвала драмой. Он очень жизнеутверждающий и позитивный. Три главных героини, несомненно, жили в тяжелом положении и времени. Это было время сегрегации. Время, когда были отдельные уборные для белых и цветных, отдельные места в автобусах, отдельные библиотеки. И период все еще активного превосходства мужчин в сложных профессиях. Но эти три героини, которых играют замечательные Тараджи П. Хенсон, Октавия Спенсер и Жанель Монэ, показали, что делом можно сдвинуть все преграды. И фильм снят в светлом настроении, наполненным цветом, забавными шутками, и прекрасной музыкой. Саундтрек здесь подготовлен Фарреллом Уильямсом и это просто отдельная часть киноленты, которая создает неимоверно позитивное настроение, даже когда кажется должно быть очень больно.


Комический эффект здесь строится на абсурде безумных правил, которыми стремится отделить белый мужчина себя от черной женщины. Например, героине приходится рысью носиться в туалет с охапкой бумаг, поскольку поход туда-сюда занимает более получаса, а работу женщины за нее никто не сделает.

Возвращаясь к работе трех актрис, хочется сказать, что каждая из них представила яркий характер, который не сломить. Они сами всегда могут посмеяться над любой нелицеприятной ситуацией. И у них есть дружба, которая является твердым подспорьем в этом страшном агрессивном мире. Это кино о трёх мужественных дамах, верующих в силу науки, у которой нет ни цвета кожи, ни пола. О трёх гениальный личностях, настрадавшихся и намучившихся из-за нравов того времени, но каждый раз преодолевающих все преграды на своём пути.

Единственный минус лично для меня обусловлен тематикой фильма. Он рассказывает о космической гонке, а значит здесь очень много прямо неприятных вещей про нашу страну. Но от этого, наверное, не избавиться, это дух времени. Но даже это в фильме обыгрывается с тонким юмором. «Чёртова собака, чёртов манекен», – комментирует успешный запуск «Востока 3КА-2» глава Исследовательского центра. 

Этот фильм я бы посоветовала всем. Он пронзителен с первых секунд. Потому что дело не в том по какому признаку тебя притесняют, дело в твоем отношении и в твоем личностном стремлении доказать угнетателю, что ты выше него. Этот фильм учит тому, что только делом можно доказать, что ты достоин. Кинолента трогательна в своей простоте и незамысловатости посыла. И в конце опять же даются кадры реальных героинь, которые действительно жили и доказывали.


 По итогу у нас два замечательных фильма с совершенно разными подходами к изображению схожих проблем. Если хочется загрузиться, то первый фильм то, что надо для этого. Это настоящая драма жизни без прикрас. А вот если хочется вдохновится, обрести подъем сил, то второй фильм выполнит эту задачу, как нельзя лучше. Он научит, как идти по жизни с улыбкой и искать силы только в позитивном. Но оба фильма достойны быть увиденными.

Комментариев нет:

Отправить комментарий