Постоянные читатели

четверг, 12 апреля 2018 г.

Прощание с деревней

                                                  
«Прощание с Матёрой» — повесть Валентина Распутина. Действие происходит в 1960-х годах в деревне Матёра, расположенной на одноименном острове посередине реки Ангары. В связи со строительством Братской ГЭС деревня должна быть затоплена, а жители переселены. Для самого автора деревня имела особое значение, он сам принадлежал к писателям, пишущим «деревенскую прозу». Он вырос в такой же деревне, как и Матера, которую также затопило. История эта очень личная для Распутина, и это отразилось в повествовании.
Это произведение лично мне показалось каким-то далеким от моих внутренних настроек и интересов. Я будто со стороны смотрела на чужое горе и с ужасом понимала, что отклика в душе нет. Каково же было мое удивление, что я нашла даже большее внутри себя после просмотра экранизации повести.
Советский двухсерийный фильм вышел в 1981 году. Задуманный и начатый Ларисой Шепитько, фильм был снят после её трагической гибели её мужем, кинорежиссёром Элемом Климовым («Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен»). Он же изменил название: «Прощание с Матёрой» стало просто
«Прощанием».

Фильм сам по себе будто знак, символ, крик души, выходящий за рамки текста повести именно силой духовного наполнения. Я обожаю такие картины, которые наполнены до краев, эстетически прекрасны каждым кадром, осмысленны создателями максимально глубоко. Такое кино смотришь с тяжелой душой, но после воспаряешь на какие-то недосягаемые высоты.
Сюжет фильма соответствует букве произведения почти точно, при этом за счет нескольких дополнительных символических эпизодов и просто отрывочных символов как-то незаметно перерастает сюжет повести. Настроение задается сразу, гнетущее и предсказывающее тон и атмосферу всего последующего на экране.
Мне импонирует съемка, которая как бы фиксирует момент. Данный фильм словно набор портретов и натюрмортов. Каждый кадр – живописная картина, достойная музея. Эти картины исполнены с трепетным отношением к цвету и свету, композиции и планами изображения. Операторская работа и работа с картинкой здесь на высшем уровне, ни за что я бы не сказала, что фильм начала 80-х.

Кстати, насчет времени. Наверное, многие, кто читал повесть, заметят странный ляп: играет современная музыка в некоторых сценах, так, например, песня Аллы Пугачевой, которая еще не была написана, когда творил Распутин. Думаю, это единственная настоящая вольность режиссера. Он хотел запечатлеть и свое время в этой истории, показать, что разрушение деревень продолжается. Но тут же можно добавить, что в фильме есть поразительное сочетание архаичного, вечного времени и современности. Эти временные пласты переплетаются, взаимодействуют, живут по особым законам.
Добавлю насчет музыкального сопровождения фильма. Оно здесь очень разнообразно и колоритно. Соседствуют советские хиты и народные песни рядышком. Создается интересный контраст настроений. Музыка вся живая, порой животворящая. Песенная культура на Руси вообще очень развита. Эта уникальная особенность нашего народа веселиться, танцевать и петь задушевные народные песни, косить сено и петь, сжигать дома и петь, умирать и до последнего верить в Бога, в справедливость и петь.

И вообще о культурном пласте тоже хочется сказать отдельно. Потому что много таких знаковых маркеров разбросано. Причем четко противопоставлена в соответствии с содержанием повести культура городских людей или оторвавшихся от деревни и тех, кто близок к земле русской. Эта культура более языческая, более магическая и притягательная. Одна сцена похорон избы чего стоит. Будто погружаешься в транс, отсылающий тебя на века назад.

Актерский состав очень мощный, советская школа всегда славилась характерными лицами. Выбранная на главную роль актриса Стефания Станюта — настоящая находка: ее мудрые глаза на испещренном морщинами лице — это эталонный портрет Родины-матери, но не энергичной женщины, готовой грудью закрыть своих детей, а усталой, испуганной старухи, чью землю коверкают и уродуют, оскверняют память и могилы предков. Когда героиня общается с землей, пробивает дрожь, она будто заговаривает не только свои беды, но и беды зрителя. Остальные женские лица тоже будто списаны с каких-то картин, у каждой в глазах целый мир. Вместе они представляют одновременно и силу, и лицо того утерянного деревенского рая.

Мужские персонажи интересны своей противоречивостью, хоть по яркости не могут переплюнуть женские. Особо выделяется Лев Дуров, играющий сына Дарьи. Ему удалось показать человека на распутье. Его ломка кажется незаметной, но порой приглядишься — и просвечивает это мученическое состояние, когда осознаешь, что не в твоих силах остановить ход истории.

Этот фильм – духовный опыт. Этот фильм – откровение. Здесь даже молчание – знак. Он страшнее повести. Распутин где-то смягчает углы, где-то расставляет маячки веры и надежды. В этой картине нет светлого будущего. Сжигатели изб лейтмотивно идут по русской земле, словно вестники смерти. Русь, утратив деревню, утратит и народную культуру. Я бы, конечно, желала, чтобы как можно больше людей обратили свое внимание на этот фильм. Даже если вы не читали повесть, данная кинолента заслуживает внимания, и, возможно, затем сподвигнет вас на знакомство с «деревенской прозой» в целом. А те, кто знаком с этим произведением, будут иметь возможность погрузиться в это состояние рефлексии еще раз, и, думаю, намного глубже и полнее переживут этот опыт.
P.S. Скриншоты могут дать ложное представление, что фильм плохого качества, но уверяю, что даже совсем наоборот. Картинка очень четкая, никаких следов времени.

Комментариев нет:

Отправить комментарий