Постоянные читатели

вторник, 20 февраля 2018 г.

Подняться с колен


Российские сериалы для меня загадка сложная, так как всю сознательную жизнь смотрела иностранный продукт и видела очевидную отсталость наших кинолент. С детства российские сериалы казались несерьезной жвачкой для ума, которые смотрела бабуля.
Но последние пару лет я стала замечать из рекламных роликов по главных телеканалам страны, что что-то изменилась. Стала заметна идейная глубина в выборе сюжетов, картинка стала привлекать глаз, актеры научились играть убедительно. Но вопрос о просмотре российских современных сериалов серьезно и вдумчиво все еще остается для меня дилеммой, так как иностранцы все так же предлагают продукт более разнообразный и качественный. 

Эксперимент решила провести внезапно, так совпало, что два тематически схожих полуисторических сериала выходят на разных каналах. И это их разность и объединенность привлекла меня как «маленького ученого», желающего препарировать нечто неизведанное для меня.

Выбор тематики двух сериалов не случаен. 19 февраля 1861 года в России было отменено крепостное право. Указ об этом подписал император Александр II. Дата стала одной из ключевых в отечественной истории. 19 февраля Первый канал и «Россия 1» выпустил два сериала о тяжелой доле крепостных.



Первый из них – «Кровавая барыня», который и заинтересовал меня в первую очередь. Впервые в истории телевидения и кинематографа появилась экранизация полулегендарной истории о Салтычихе, которая в середине XVIII века в своем подмосковном поместье Троицкое замучила до смерти больше сотни слуг. Конечно история такой загадочной и жестокой фигуры привлекает и множит ожидания зрителя еще до просмотра. 


Режиссер Егор Анашкин поступает довольно хитро и перестраховывается: в начале сериала он указывает на то, что следует духу, а не букве истории. Режиссёр определил жанр фильма как «страшная сказка», заметив, что подлинных сведений о биографии Салтыковой практически нет: исторических документов не осталось — почти все они были уничтожены по приказу Екатерины и о жизни Салтыковой документально известно в основном только из текста приговора. Поэтому он смело приукрашивает всю историю сочными мистическими и идеалистическими мазками.

Только вот зрителя, такой как я, например, молодой, пресытившийся жестокостью на экранах в принципе, от анонса, названия, самой легенды ждет, что кровь в жилах будет стынуть, что покажут зверского маньяка. А у создателей путь другой намечен, по сути они обеляют героиню. За две просмотренные серии героиня не только не показала себя жестокой, наоборот будто весь мир вокруг нее плохой, злой, а она словно святая. 

Для обеления героини выбрали два параллельных пути: с одной стороны все указывает на то, что героиня психически больная, по сути тем самым ставя ее в ранг жертв времени, когда такие болезни не лечились и не замечались, а с другой – одержимость бесами, то есть мистическая линия, которой очень много в сериале, эта линия сквозит во всем.


Главную роль в фильме исполняет Юлия Снигирь, уже игравшая Екатерину Великую, но по Первому каналу. Сначала она отказалась от роли — не хотела играть Салтыкову, но потом, посчитав, что «согласиться на роль, когда совершенно не понимаешь, как её играть — это профессиональный вызов», согласилась, всё время пытаясь найти оправдание героине:
«Конечно, она не была здоровым человеком. Мы можем лишь предположить, что именно творилось в ее голове. Мне показалось, что Дарья всю жизнь находилась в диалоге с Богом. Она то благодарила его, то злилась. Даже конкурировала с Ним. Она считала, что «право имеет», понимаете? На всё. И не нужно забывать, что в то время жестокое обращение с крестьянами было нормой. Просто неуправляемые вспышки гнева и страшная параноидальность Салтычихи довели эту ситуацию до крайней степени. Её жестокость невозможно оправдать, но к ней самой всё же можно проникнуться жалостью. Мне очень, очень жаль Дарью — но именно ту Дарью, какую я пыталась показать»

Лично мне такой угол зрения на эту историю мало симпатизирует, да я ратую за показ объективных причин жестокости Салтычихи, так как практика показывает, что у каждого маньяка за спиной стоит глубокая личная драма. Но делать из такой героини мученицу просто неуместно.

Ну уж раз начали про актеров, то надо завершить эту тему. Юлия Снигирь прям всей своей внешностью чистый ангел, но есть в ее чертах действительно что-то болезненное. Играет она прекрасно, со знанием своего дела. Симпатичны так же актеры, играющие крепостных, все очень характерные, они как раз не масса безликая. В отличие от света, все актеры, играющие дворян, выглядят не очень естественно, наверное, выродились у нас такие типажи. Многие дворянки с накачанными губами, молодые люди уж слишком лощенные. И играют все пусто. Но Снигирь будучи во главе всего действа затеняет многие актерские промахи.


При просмотре двух серий пока скажу, что сюжет движется вяло, много пустых, лишь эстетизированных эпизодов.  Чем все еще страдает наш сериал, так это логической бессвязности. Огромные дыры уже за две серии успели появится на канве сюжета. Так, например, 20 лет прошло, а все кроме героини не изменились ни капли. Почему так – непонятно. Считаю это большим неуважением к зрителю, он не дурак, такое не заметить невозможно. И чем больше их будет накапливаться, тем больше сериал будет раздражать. Надеюсь, что список этих промахов не будет пополняться так активно далее.

Наоборот приятно видеть символизм сериала. Например, зеркальная тема звучит постоянным лейтмотивам, судьба героини будто зеркалит в судьбе ее матери. За этим интересно наблюдать и разгадывать. Радует, что продукт не пуст в творческо-идейном плане.

Ну и наконец техническая составляющая сериала. Операторская работа странновата, но к ней привыкаешь. Все остальное на высшем уровне. Музыкальность, атмосферность. Кроме того, отдельной головной болью стал подбор костюмов для главных героев. Исторические наряды искали не только в России, но и далеко за пределами нашей Родины. Некоторые вещи прибыли на съемочную площадку из музеев Вены, Праги и Мадрида. Приятно видеть, что вкладываются колоссальные силы в презентабельность картинки, в ее достоверность. 


По моему мнению сериал стоит досмотреть, для нашего отечественного опыта, это еще один драгоценный камень в скромной пока что короне. Верю, что сериал может еще удивить, тем более мне не хочется быть скоропалительной в своих выводах, порой финал может вообще кардинально изменить впечатления. Пока начали за здравие, а там поглядим.


А вот второй проект, идущий по Первому каналу, продолжать смотреть не буду. Сериал именуется «Вольная грамота». Главная героиня воспитывалась с малых лет барином, но по бумагам была крепостная. Но по воле обстоятельств благодетель умирает, а вольной ей так и не дал. И теперь она становится лишь пустой собственностью. По сути это история крестьян с их стороны.

Но история не очень оригинальная, Некрасов уже рассказывал эту историю в своём произведении «В дороге». Да и внутри этого сериала сквозит банальщиной. Вокруг несчастной бедненькой героини вьются мужики, она только выбирать успевает. На этом то и будет строится сюжет. Героиня вечно будет кому-то нужно, а вокруг будут одни злодеи. В прошлом сериале мы уже видели подобную тенденцию, и как вы уже поняли мне не симпатизирует, когда женщину ставят так идеализированно и нереально. И эта вечно за уши притянутая любовь, без страстей сейчас видимо не показывают.

Но здесь все так приторно, даже кадры все ну слишком светлые, пряничные какие-то. И актрису подобрали прям кисейную, Татьяну Бабенкову, еще и без особого опыта работы в подобных проектах. Видимо будет весь сериал глазами хлопать, да рот открывать в недоумении. Да и остальные актеры не выразительны, злодеи примитивны, все реплики выдают механически. 

Сюжетно фильм не зацепил за два часа просмотра. Простите, но нудятина полнейшая. Не дана никакая историческая обстановка хоть более-менее. Щепотка юмора не спасает положения.
Смотреть приятно, слушать приятно, много романсов, но по сути сериал просто мыло. 

Рассчитанное на полный отрыв от реальности зрителя, рассчитанное на очень чувствительных людей, которые могут поверить в такую историю. Но если Вам дорого ваше время, лучше не тратить его на такую второсортную пустячку. Мое чутье мне подсказывает, что все оставшиеся серии все будет крутится на одном месте: героиня будет выбирать мужчин, а злодеи строить ей козни. А финал будет приторно-радужным настолько, что с трудом поверится, что такое вообще могло быть.

Итог таков, расти нашим сериалам еще во многом. Позитивным фактом можно отметить, что по крайней мере технически оба сериала хороши. Идейно же они все еще рассчитаны на очень бездумный просмотр, режиссеры все еще пытаются давить на жалость, рассчитывают, что выбивая слезу из зрителя, тем самым повысят качество. Но это не так. Даже сериал должен быть разумным, логичным, глубоким. Не пришли еще наши отечественные деятели, что сериал это не пустая бочка, что гремит, а полноценный, полнокровный качественный продукт, который при лучшем исходе еще и пересмотреть захочется.

Комментариев нет:

Отправить комментарий