Фигура Льва Толстого в кинематографе изображена не так
хорошо и ярко, как хотелось бы. Человеку удивительной биографии, конечно, он
достоен запечатления своей истории в кино. Но, к сожалению, мы можем лишь по
кусочкам собирать его образ, через два фильма о разных этапах его жизни.
«Последнее воскресение» рассказывает о закате дней великого
писателя, о его последних днях, об его мире, который уже сложился и был
построен, он показан здесь, как человек уже с багажом и определенной
репутацией. Это немецко-российско-британский биографический фильм о последнем
годе жизни русского писателя Льва Толстого, снятый по мотивам одноимённого
биографического романа Джея Парини. Поэтому строгого следования фактам,
конечно, ожидать не стоит. Все-таки я предпочту думать, что это одна из
интерпретаций жизненного пути писателя, хоть роман и был написан по дневникам и
воспоминаниям.
Кинолента представляет собой сложную смесь комедийного и
драматического, все как в жизни. Фигура Толстого здесь властная, четкая,
убедительная. Внимание уделено и быту, и историческим фактам жизни. Сама
история не будет пестрить неожиданными поворотами, скорее толкать на раздумья.
Рядом с фигурой Толстого будут выделяться и фигуры его жены, приспешника,
секретаря. Фильм богат на ярко изображенных личностей.
Великолепная Хелен Миррен, которая даже затмила своего
экранного мужа, запечатлилась в памяти больше всего. Миррен лазает по карнизу в дезабилье, картинно
бросается в пруд, устраивает дуэли взглядов с Джаматти, падает на вилку – и все
это прожито ею. Она даже более сильная фигура здесь, потому что именно ей
достается основное противостояние с миром мужа, который чужд ей. Интересный
конфликт завязан здесь: любовь к человеку против ненависти к его мировозрению.
Люди же знакомые с биографией и историей времени все-таки
имеют полное право немного и возмутиться фильму. Обстановка все-таки не
русская, все богаче и ярче, чем в Ясной Поляне, Толстому здесь выписали
довольно двойственную роль молчаливого человека, который выкидывает странности
направо и налево, все здесь, даже в драматическом ключе очень ладно и складно.
Кинолента снята не для нашего зрителя, это понятно по
вступительным титрам, которые в принципе рассказывают, чем знаменит Толстой.
Именно поэтому нам не стоит все-таки быть такими въедливыми, на деле это
красивая история последних дней человека, который нес на своих плечах огромный
груз прожитых лет и прожитых свершений. В «Последнем воскресении» Толстой не
разговаривает цитатами из своих произведений, не ходит босиком по широким
русским полям, не боится быть смешным, одиноким, измученным сомнениями и
заблуждениями. «Я и сам – не очень хороший толстовец», – с горькой усмешкой
признается он.
А вот относительно новый фильм «История одного назначения»
раскрывает образ более молодого, встающего на определенные жизненные пути, Льва
Толстого. Интересен ход: Толстой в сюжете кажется героем мимоходным. Не о нем
вроде эта история. Фильм основан на
реальных событиях. Столичный поручик Григорий Колокольцев, вдохновленный
передовыми идеями, отправляется на службу в пехотный полк в Тульскую область.
Там происходит военное преступление. Солдату, на плечи которого ложится вина,
грозит военный трибунал и расстрел. Колокольцев обращается за помощью к графу
Толстому, который берётся защитить невиновного.
Сюжет начинается довольно легковесно, даже порой отчасти
тривиально, присутствует здоровый юмор и ирония, жизнь героев, кажется, списана
с какого-то пустячкового романчика. До той самой точки, где все вдруг резко
окрашивается в трагические краски. К концу фильм достигает апофеоза чувств и
страданий, ты понимаешь, что все это было оберткой, что тебя провели, и именно
тогда, в самую последнюю минуту эта кинолента начинает ощущаться, как
великолепное произведение искусства, которое под стать творчеству самого Толстого.
Режиссер Авдотья Смирнова признается, что даже мысленно обращалась к Толстому
за помощью — и он помог в итоге, это не вызывает сомнений.
Кинолента стремится убрать все клише и моральные блоки
зрителя. Нет морализаторства, нет Толстого по школьной программе, эпоха
обозначена наброском, довольно точно, но все же не превалирует как допустим в
фильме историческом. Все сосредоточено на игре эмоциями зрителя, на включение
его в жизнь, объективизации реальности и при этом субъективации опыта. Именно
поэтому финал кажется страшным, потрясающим закоулки воображения. Фильм этот не
укладывается в привычные рамки.
Единственным сюжетным минусом я бы отметила линию
изображения Толстого по отношению к жене. Вообще её образ здесь очень
утрирован. Казалось бы, она делает почти тоже, что и делала героиня первого
фильма, но все здесь как-то крикливо, не статно, будто Софья Андреевна
истеричная дама, а не женщина, которая трудится бок о бок с великим мужем.
Понятно, что эту линию вовсе не выбросишь, но приглушить стоило, или проработать
женский персонаж лучше.
Все остальные герои могут быть мной оценены довольно ровно,
то есть я не выделю никого из них за гениальную актерскую игру, все они были
достойны в своей роли. Да, Толстой не привычен в таких летах нам, тем, кто
привык к старцу, с грузом лет за плечами. Но от этого даже интереснее открывать
новые неизведанные грани. Ну повторюсь, что все актеры играли на одном
приличном уровне.
Фильм этот погружает в себя, удивляет, раскрывается, как
бутон цветка. Проверить его достоверность не хочется, потому что картина не
вызывает ханжеских настроений. После него хочется просто задуматься,
погрузиться в миросозерцание и себя, и, пожалуй, написать роман на злобу дня.
Что ж, две киноленты. Совсем не похожие на друг друга, но
обе ценные по-своему, обе достойные к просмотру. Конечно, задача снять
биографию такого человека, как Лев Толстой, почти невыполнима, и два данных
экземпляра нам дают возможность воссоздать хотя бы отрывочно его образ,
приблизиться к его миросозерцанию, через миросозерцания двух разных по
менталитету режиссеров. Да, это будут вторичные выводы, но они будут ценны. Так
что рекомендую оба фильм в качества ценного опыта знакомства с Толстым и его
вехами.
Комментариев нет:
Отправить комментарий