Постоянные читатели

вторник, 22 января 2019 г.

Это её история

«Рассказ Служанки» (англ. The Handmaid's Tale) — антиутопический роман канадской писательницы Маргарет Этвуд, впервые опубликованный в 1985 году. Действие романа происходит в фантастической версии Новой Англии близкого будущего — жестоком кастовом обществе под названием Республика Гилеад, где к власти пришли христианские радикалы. Главная героиня, «служанка» Фредова (англ. Offred, то есть «принадлежащая человеку по имени Фред»), должна выносить ребенка для высокопоставленного Командора вместо его бесплодной жены. Этвуд исследует тему угнетения женщин, но одновременно и сопротивления, неукротимости человеческого духа.
Потрясающий роман, о котором, мне кажется, можно говорить часами. Совсем не так он однозначен, как может показаться из-за его тематики. Автор совсем не пропагандирует феминизм, и вообще очень грамотно выстраивает свои суждения. Но самое поражающее – это острое предчувствие будущего и четкое отображение через него страшного настоящего. По моему мнению, Этвуд наследует классическую форму антиутопии. Нам всегда интересно предположить, а что будет, если чаша весов сместится в какую-либо сторону. Не удивительно, что уже через 4 года после выпуска романа его экранизировали.

картинка AnastasiaVasilek


Фильм 1989 года поначалу очень четко следует за книгой, при этом раскрашивая придуманный автором мир в новые краски, которые леденят душу. Хотя современному зрителю, который видит моду 80-х, скорее покажется, что он смотрит в прошлое. Сейчас от этого фильма создается более интересный эффект, связанный со временем и историей. Но тогда это была реальность людей. Более того в описании фильма даже использовалось слово «фашизм».
картинка AnastasiaVasilek


Хоть автор и участвовала как минимум в кастинге по актерам, но сюжет все-таки не смог до конца выдержать прямую линию. После первой половины начались мелкие отступления, но финал меня просто поразил. История развернулась немного в другую плоскость, словно приоткрыв завесу, которая была опущена в книге. К сожалению, получается так, что если книги вы в глаза не видели, то открытие этой завесы убивает всю интригу. Еще одним важным упущением является отсутствие элемента страха. Да, повсюду военные и прочее, но в книге был элемент, именующийся Оком. По сути, это очень важная часть антиутопического мира. Прослеживается простая аналогия с Большим братом. Исключив его из мира, героине по сути нечего бояться. Что не способствует можно сказать саспенсу, эмоциональному напряжению зрителя.
картинка AnastasiaVasilek


Кстати, насчет каста. Актеры подобраны очень хорошо, но скорее в внешнем плане. Большой респект за то, что командора и его жену не молодили. Меня, как читателя, это порадовало. Но, с другой стороны, все-таки личность командора опошлили больше, чем нужно. Большой вопрос к персонажу Ника, которого упростили до простой голубоглазой картинки с ухмылкой. Самым метким попаданием оказалась подруга Мойра. Ох, юная Элизабет МакГоверн («Аббатство Даунтон») просто великолепно играла, вот что значит талант. Ну а что с главной героиней? Наташа Ричардсон («Ловушка для родителей») хоть и симпатична, и готова была к откровенным съемкам, но очень сильно переигрывала. Каждый раз, когда нужно было играть сильную эмоцию, она так старалась, что вся вера в эту эмоцию терялась. А еще ей дают имя. Киносоздатели явно не знали, стоит ли рисковать и отдаться на волю фантазии или идти за авторской версией след в след.
Что касается того, как фильм сделан, то для первой экранизации здесь вложено много сил, картинка очень интересная, мир продуманный, видны попытки следовать за автором. Ну не удержались от фантазий немного, ну не вникли в героев полностью. Это точно не был «первый блин комом», скорее хорошая наметка для развития темы.
картинка AnastasiaVasilek


Чем и воспользовался сериал, чей первый сезон вышел в 2017 году. Ох, он меня серьезно зацепил, но я постараюсь отринуть эмоции. На данный момент вышло два сезона, которые делят все на две части. Первый сезон – альтернативная обработка сюжета книги. Второй сезон – полет фантазии режиссеров и сценаристов. Сериал стремится поразить не откровенностью, а жестокостью. Мир становится мрачнее, темнее, более угнетающим. Не скажу, что он более проработан, чем в фильме, но походы к этому есть. Сложно оценивать сюжет в целом, он неоднороден, порой бывают совсем странные эпизоды. Но в целом сюжет рассчитан на удержание внимания зрителя, поэтому больше экшена, больше свободы действий для героев. Ко всему прочему, большой заслугой сериала являются флэшбеки, которые раскрывают героев с неведанной стороны.
картинка AnastasiaVasilek


Каст здесь очень разношерстный. С огромными отличиями от книги. В романе командор Фред и его жена намного старше, чем они изображены в сериале. Сериал делает их молодыми, полными сил, которые они не могут тратить. Сценаристы явно сделали ставку, во-первых, на то, что персонаж жены раскроется с другой, мелодраматической стороны, а муж станет более привлекательным злодеем для зрительниц. Думаю, эти уловки во многом сработали.
В романе не было чернокожих персонажей, потому что Гилеад классифицировал всех чернокожих людей как «Детей Хама». Это ссылка на убеждение некоторых фундаменталистских христианских сект о том, что чернокожие люди происходят от сына Ноя Хама и поэтому подвержены «проклятию», наложенному Ноем на Хама. В романе чернокожие люди насильственно переселяются на Средний Запад. Продюсеры сериала сознательно отклонились от этого аспекта книги, чтобы была возможность включить черных персонажей (и актеров) в кастинг. И меня это бесит! И это не касается моих убеждений насчет чернокожих людей, просто такое насильственное насаждение убивает меня. Простите, но в книге отсутствие чернокожих разумно обосновано, так почему сценаристы просто плюют на тонкое построение внутренних подводок автора. По сути, именно так и разваливают хрупкую систему художественного произведения, ломая его логику.
Кратко коснусь главной героини, которую сыграла Элизабет Мосс («Безумцы»). Много видела комментариев в её адрес, мол, а чего такую страшненькую-то взяли. Да, думаю, создатели сериала намеренно разрушили стереотип страдающей красавицы. У актрисы обычная внешность, даже порой кажущаяся заурядной, именно поэтому ей приходится по-настоящему работать, брать своей харизмой, талантом. И у неё это получается. Ей не нужна яркая внешность, чтобы вызывать сочувствие, сопереживание, восхищаться ею. Элизабет вслед за книгой выстроила характер сильной героини, которую можно долго гнуть, но она не сломается.
В сериале на самом деле еще очень много ярких именно женских персонажей. Актрисы здесь прям на подбор выдают всю мощь актерской игры. Возможно, потому что тема им эта ближе, чем мужчинам. Мужчины здесь скорее выполняют завлекательную роль или вовсе теряются на фоне сильных женских характеров.
картинка AnastasiaVasilek


Что же сказать в целом о сериале как о композиции. Снят великолепно, стремится к искусству, много осмысленных сцен, фотографичных и художественных. Более сильное внимание к деталям, чем у фильма. Да и посыл выстраивают более мощный. Это уже картина о нас с вами. От этого мурашки бегут по коже. Несмотря на множество мелких цеплялок, которые могут вызвать легкий зуд у читателя, сериал не зря получил свой Золотой глобус. Меня в него окунуло с головой, смотрела взахлеб. Жду третьего сезона конечно же.
Подводя итоги, наверное, старый фильм можно посмотреть лишь как раритет, ну или если вы боитесь перемен в книжной истории. Но, поверьте, сериал даст намного больше даже просто пищи для ума, чем фильм. Думаю, этому роману повезло быть основой для такого сериала, который расширил эту вселенную, углубил её, поднял даже больше важных тем, чем книга. Но роман все-таки стоит прочитать, как минимум ради интересной концовки, как максимум — чтобы понять, что изначально в эту историю заложила сама Маргарет Этвуд (которая, кстати, тут даже в первом сезоне засветилась, значит, одобряет все действо).

Комментариев нет:

Отправить комментарий