Постоянные читатели

вторник, 26 марта 2019 г.

Маньяка вызывали?


Маньяка вызывали? А он пришел! Сегодня экстравагантная подборка с двумя фильмами, которые дают очень необычный взгляд на жизнь маньяка, его психологию и самое главное на его повседневность.

Фильм «Пирсинг» заинтересовал меня еще на стадии трейлера, я ожидала хорошей такой чернухи, но получила даже больше. Николас Песке обработал сюжет повести Рю Мураками о симпатичном семьянине Риде. Уже много лет он одержим желанием убить кого-нибудь ножом для колки льда. Когда наваждение становится нестерпимым, он решается прикончить проститутку. Эта затея оборачивается в нечто абсолютно непредсказуемое.

Кинолента сдобрена довольно специфическим юмором, психоделическим накалом страстей и неожиданными поворотами сюжета. Смотреть её – удовольствие высшего порядка, треш захватывает, зрителю дают испытать эмоции, которые до сих пор он может никогда и не мог представить. Фильм щекочет нервы, будоражит.

Кристофер Эбботт в амплуа американского психопата в тандеме с обаятельно-кровожадной Мией Васиковски сводят с ума своим отлаженно натуральным безумством. Эта пара сошлась здесь и сейчас, чтобы сыграть одну из самых убедительных ролей в их карьере. У Рю Мураками в романе, полном черного юмора, их садомазохистские ритуалы довольно прямолинейно символизировали природу любовных отношений между мужчиной и женщиной.

У этой истории есть страстное желание погрузить зрителя в размышления о природе страсти, жажды к насилию, разрушению и саморазрушению, здесь много от психоанализа, а финал и вовсе заставляет глубоко призадуматься о том, что ищет маньяк на самом деле в своей погоне за кровью. Фильм может показаться поверхностным только если смотреть на его поверхностно. Но режиссер дает почти все карты на руки зрителю, только бы он в них смотрел.
Интересно то, что критики не оценили киноленту негативно, но все такой в каждой рецензии они как бы не давали полной похвалы режиссеру, пытаясь его за что-то уколоть. Думаю, это из-за смелости данного фильма во всем: в разнообразии жанровой структуры, в удивительной многогранности актерского мастерства, специфическом посыле, глубоком интертексте. Конечно, фильм этот не для всех и не про каждого, он подойдет только ценителям изящного и изощренного кино.

Фильм «Дом, который построил Джек» на первый взгляд может показаться более доступным, но чем больше в него погружаешься и дольше смотришь, понимаешь, что этот еще более трешовый треш. Это очередной шедевр Ларс фон Триер, и, наверное, если вам знакомо это имя, то вы перед просмотр уже поймете, чего ожидать и стоит ли в принципе погружаться в это сложное авторское кино.

Перед нами разворачивается история серийного убийцы по имени Джек. За 12 лет блестящей «карьеры» Джеку встретятся назойливая попутчица, наивная подружка и другие очаровательные в своей глупости жертвы. Пять невероятных, до жути изобретательных и порой до смеха абсурдных убийств, к каждому из которых Джек относится как к настоящему произведению искусства.

С самого начала меня зацепил юмор в этой картине. Да, да, вы не ослышались, тут значит кровь, мясо, а я хохочу. Вот что сделал со мной Ларс. Никогда не думала, что буду так реагировать на жестокость. Черный юмор здесь одна из главных изюминок. Перед нами маньяк, который забавен своей нелепостью, но после первого получаса смех снимает как рукой, нелепыми становятся жертвы, а герой становится глубже в своих чертах. Кинолента очень много раз изменит свои краски и настроения. Здесь столько крови, мерзости, а ты смотришь это так спокойно, что становится страшно за самого себя. Этого и хотел добиться режиссер, убийство возведено в статус ремесла, обыденного творчества.

Это несомненно авторское кино, если вы смотрели хоть одну ленту Ларса, то быстро проследите ключевую идею, которую он проносит через все фильмы: человек – животное. Природа определяет наше поведение, нам кажется, что мы отделились от нее, но на самом деле природа возьмет свое. Почерк Ларса выделяется, многочисленные вставки, философские монологи и диалоги, обращение к зрителю через знаки. Ну и конечно огромная глубина интертекста и скрытых смыслов. Такое кино нужно смотреть будучи эстетом, если ты не на одной волне с режиссером, то фильм скорее вызовет раздражение. Это шедевр, но он тоже не для всех и не про всех. По форме картина используют метод дигрессионизма — термин, придуманный самим Триером — разбавляя повествование навеянными модернистской прозой отступлениями из образов и сцен массовой культуры, истории, искусства.

Заглавная проблема в фильме: преступление, как искусство. Очень сложная, морально спорная тема, но как интересно её раскручивать вместе с автором фильма. «Джек» — фильм, который категорически противопоказано переводить на язык слов и растолковывать. Поэтому я даже не буду пытаться интерпретировать какие-либо символы.

Эпилог «Джека» возносит картину в область трансцендентализма, попутно раскрывая главную литературную аллюзию фильма — бессмертный эпос Данте Алигьери «Божественная комедия», подчёркивая, что для Ларса нет авторитетов и преград, которых он бы не рискнул преодолеть.


Эти два фильма просто крышесносны, конечно, мне хотелось бы вам их посоветовать, но боюсь такой ответственности в этот раз я на себя не возьму. Я все вам рассказала, теперь ваш черед: решитесь встретиться с маньяком?

Комментариев нет:

Отправить комментарий